Автомобильная проблема. Почему нашей армии нечем заменить ГАЗ-66

Нынче "шишиги" практически полностью выработали свой мыслимый и немыслимый ресурс, а запасные части стали настоящей головной болью для снабженцев

Газ-66 на Донбассе / izvestia.kiev.ua

Одной из актуальных проблем украинской армии продолжает оставаться насыщенность воинских подразделений автомобильной техникой. Несмотря на то, что после развала Советского Союза Украине досталось просто огромное количество разнообразной автотехники, очень быстро она нашла своих хозяев на гражданском рынке. В итоге, когда в 2014 году началось формирование батальонов территориальной обороны и новых подразделений, автомобили пришлось изымать из народного хозяйства.

В дальнейшем были предприняты некоторые шаги для насыщения парка, в частности, в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 под наименованием "Богдан-6317" в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации "Богдан" "Автосборочный завод № 2".

Отметим, что собственно грузовик был создан в конце 1980-х по достаточно жестким техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли во всех природно-климатических зонах приемочные испытания, по результатам которых автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и даже включен в госзаказ на 1991 год. Однако после распада Советского Союза про машину как бы забыли, и только в 1996 году она была принята на вооружение белорусской армии, начались поставки также в РФ и Азербайджан.

На первом этапе в Украине организовали крупноузловое производство, включая сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем произошла локализация производства с привлечением украинских производителей комплектующих. В числе поставщиков выступают Кременчугский колесный завод (КрКЗ), шинный завод "Росава" (Белая Церковь), а также производитель аккумуляторов "Иста" (Днепропетровск).

Долгое время большой проблемой было использование двигателя российского производства ЯМЗ-238Д мощностью 330 л. с., однако в конце 2017 года Министерство обороны Украины издало приказ о принятии на вооружение машины "Богдан-63172".

Фактически это полностью локализованная версия (без российских комплектующих) белорусской машины с китайским шестицилиндровым рядным дизельным двигателем с турбонаддувом Weichai Power WP10.380E32 мощностью 380 л. с. Причем китайским двигатель можно называть достаточно условно: еще в сентябре 2017 года китайская компания Weichai Power начала строить в индустриальном парке "Великий камень" (на территории Смолевичского района Минской области) завод, который будет выпускать моторы для грузовиков, спецмашин и автобусов. Это предприятие сможет обеспечить и потребности украинских производителей.

На базе "Богдан-63172" создан целый ряд специализированных машин, в частности, грузовой бронеавтомобиль для перевозки боеприпасов с мультилифтом Hiab Multilift.

Закупки продолжаются и поныне – так, 7 сентября Министерство обороны Украины подписало контракт на поставку до 30 ноября 41 грузовика "Богдан-63727".

Вопрос о том, является ли такая привязка к Беларуси в силу откровенно пророссийской позиции ее руководства плюсом или минусом для обороноспособности государства, на сегодня остается дискуссионным, но пока ситуация именно такая.

Однако относительно благостная картинка есть только в разрезе грузовиков грузоподъемностью от 8 до 12 тонн, а вот парк машин меньшей грузоподъемности находится просто в катастрофическом состоянии. Прежде всего речь идет о ГАЗ-66 (был в серийном производстве в СССР с 1964 года).

С началом войны на Донбассе ГАЗ-66 стали массово снимать с хранения и отправлять в войска. Так, аэромобильные части, которые первыми ушли на войну, на весну 2014 года вообще были оснащены исключительно такими машинами.

Свою лепту в начальный период войны внесли и волонтеры, которые скупали ГАЗ-66 на гражданском рынке.

Однако нынче "шишиги" практически полностью выработали свой мыслимый и немыслимый ресурс, а запасные части стали настоящей головной болью для снабженцев.

Пару лет назад несколько активизировались попытки найти реальную замену. Тогда появился вариант отверточного производства полноприводной версии индийского грузовика Tata LPTA 713 TC. Армейцы даже проводили сравнительные испытания, был найден и подрядчик — "Бориспольский автозавод" корпорации "Эталон". Однако тогда что-то не сложилось.

Вторым реальным вариантом могла бы стать закупка за рубежом. Так поступила, например, Литва, которая за пять лет купила 340 легких грузовиков Unimog U5000 (общая сумма контракта составила 70 миллионов евро).

Однако пока замены для ГАЗ-66, особенно в версии КУНГ (стандартизированный по габаритам тип закрытого кузова-фургона военных грузовых автомобилей) и специальных машин (включая, например, командно-штабную Р-142) нет, и армейцы на линии соприкосновения на Донбассе воюют на том, что есть.