Atlantic Council о местных выборах: Сказка Зеленского закончилась
Дверь для новой политической силы, готовой бороться с коррупцией и гарантировать справедливость украинцам, которой они так жаждут, вновь открыта
Старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд в своей новой колонке на сайте Совета констатировал, что после местных выборов бренд Владимира Зеленского практически мертв, а на место "Слуги народа" может прийти новая политическая сила, способная выполнить запрос украинцев на справедливость.
25 октября в Украине прошли местные выборы. Голосование было важным индикатором политического климата в стране всего через год после того, как президент Зеленский благодаря своим убедительным победам на президентских и парламентских выборах в Украине обрел беспрецедентную власть. Выборы также имели огромное значение в плане укрепления власти органами местного самоуправления благодаря децентрализации, которая многими была признана одной из самых успешных реформ со времен Революции достоинства в Украине 2014 г.
Согласно данным экзитполов, опубликованным после выборов, можно сделать четыре ключевых вывода.
Во-первых, это было голосование за местных стронгменов. Действующие мэры, похоже, стали победителями практически повсюду, независимо от того, считаются они коррумпированными или нет.
Во-вторых, явка была очень низкой. По последним данным, она составила всего 37%. Что почти на 10% меньше, чем в последнем туре местных выборов 2015 г. (46,5%), и это указывает на деморализацию электората.
В-третьих, все общенациональные партии получили вотум недоверия со стороны украинского электората. Прокремлевская "Оппозиционная платформа — За жизнь" выступила относительно неплохо, в то время как партия президента Владимира Зеленского — "Слуга народа" — крайне плохо. Однако ни одна из общенациональных партий не показала себя способной обойти местные партии мэров отдельных городов.
Четвертый ключевой вывод местных выборов в Украине заключается в том, что украинская демократия по-прежнему жива. На данном этапе, похоже, только мэры Харькова и Винницы набрали абсолютное большинство в первом туре и избежат очных выборов. Во всех других крупных городах через три недели два кандидата-лидера встретятся во втором туре голосования. Практически в каждом отдельно взятом городе их главы по-прежнему в значительной степени способны одержать победу, но тот факт, что имеет место такое количество вторых туров, свидетельствует о росте политической конкуренции.
Что это значит для государственной политики Украины? Многие ожидали того, что после местных выборов фракция "Слуга народа" в парламенте развалится. Такая вероятность сохранятся, хотя дела у других партий не лучше.
Сможет ли президентская партия сохранить единство? Существенная группа, насчитывающая 40-45 депутатов, уже присоединилась к олигарху Игорю Коломойскому, который также контролирует партию "За будущее", куда входят 24 депутата. Не попытается ли теперь Коломойский развалить правящее большинство президента и получить еще депутатов в свою обойму?
Не исключено, что другие политические деятели, обладающие меньшим влиянием, чем Коломойский, также выдвигают депутатам "Слуги народа" все более привлекательные предложения. Очень немногие выстоят против дезертирства в ближайшие недели и месяцы.
Некоторые "слуги народа" могут восстать против линии партии и поддержать программу реформ, которая обеспечила беспрецедентные успехи Зеленского на выборах весной и летом 2019 г.
До отставки первого правительства Зеленского в марте 2020 г. его партия часто голосовала вместе с двумя наиболее авторитетными реформистскими и прозападными партиями Украины — "Европейской солидарностью" и "Голосом". А накануне партия Зеленского проголосовала против реформ, присоединившись к прокремлевской "Оппозиционной платформе — За жизнь", которую возглавляет неофициальный представитель Путина в Украине Виктор Медведчук.
После оформления союза с Медведчуком произошло резкое падение рейтинга Зеленского и его партии. Напрашивается очевидный вывод: украинцы не одобряют пророссийский, антиреформистский курс президента. Учтут ли это Зеленский и его ближайшее окружение?
Вызывает тревогу и судьба государственного бюджета Украины на 2021 г. Бюджет должен быть принят уже довольно скоро. Если Кабинет министров не сможет провести бюджет через парламент, его следует заставить уйти в отставку, хотя стоит отметить, что Украина ранее уже демонстрировала изрядную гибкость в подобных обстоятельствах.
В любом случае результаты этих местных выборов, похоже, являются подтверждением того, что у действующего парламентского большинства нет крепкого фундамента. И в ближайшие месяцы, на самом деле, ему будет сложно формировать коалиции под голосование за конкретные законопроекты.
Наиболее очевидным итогом будет отставка нынешнего правительства и роспуск парламента, что можно сделать несколькими альтернативными способами. Президент, которому, должно быть, уже надоело очевидное невыполнение его предвыборных обещаний, с большей вероятностью был бы тем человеком, который инициирует [отставку Кабмина и роспуск Рады — ред.]. Однако новая попытка разыграть карту выборов стала бы серьезной авантюрой с непредсказуемыми последствиями для человека, который на короткое время смог сконцентрировать в своих руках больше власти, чем любой другой украинский лидер.
Менее чем через полтора года после инаугурации у президента Зеленского, похоже, серьезные проблемы. У него, скорее всего, нет внятной программы, и он, должно быть, и сам это понимает. Точно так же и партия Зеленского "Слуга народа", по всей видимости, пребывает в кризисе, стремительно теряя свои позиции после резкого скачка популярности в прошлом году.
При этом нет никаких признаков того, что умирающий бренд Зеленского могут заменить какие-то другие общенациональные партии. Низкая явка избирателей на местных выборах в Украине в сочетании с неспособностью ключевых партий обойти местных лидеров свидетельствует о наличии кризиса доверия ко всему политикуму.
Зеленского выбрали потому, что он пообещал положить конец культуре коррупции, лежащей в основе украинской политики. После того, как он отказался от таких амбиций, народ перестал его поддерживать. Столь горький опыт, возможно, заставит украинских избирателей более осторожно подходить к поиску нового мессии, однако не удовлетворит их стремление к верховенству права и к концу безнаказанности.
Дверь для новой политической силы, готовой бороться с коррупцией и гарантировать справедливость украинцам, которой они так жаждут, вновь открыта. Подобные запросы в свое время уже обусловили две революции в постсоветской Украине. Выборы 25 октября является очередным напоминанием о том, что их скромные ожидания по-прежнему не удовлетворены.