Артем Филипенко: Киев может нажать на сепаратистов Приднестровья, продавая энергию Кишиневу
О первом визите президента Молдовы Майи Санду в Киев, его причинах и возможных результатах "ДС" поговорила с экспертом Национального института стратегических исследований Артемом Филипенко
"ДС" Почему свою первую заграничную поездку президент Молдовы Майя Санду осуществила именно в Киев?
А.Ф. Здесь как минимум две причины. Во-первых, Молдова непосредственно граничит только с двумя странами — Румынией и Украиной. Соответственно, нужно развивать добрососедские отношения. Во-вторых, при предшественнике Санду Игоре Додоне отношения с Украиной сложились не лучшим образом. С Украиной так произошло, что Додон как-то сделал заявление, что Крым де-факто русский. Это сделало его персоной нон грата в Украине — он не встречался ни с Петром Порошенко, ни с Владимиром Зеленским. Теперь Майя Санду решила возобновить контакты с соседями: 29 декабря состоялся визит в Молдову Клауса Йоханниса, президента Румынии (эта поездка в Кишинев стала для румынского президента первой с 2014 года), а Санду первый визит совершила в Киев.
"ДС" А в чем интерес Украины в этом визите?
А.Ф. Во-первых, это возобновление диалога между двумя государствами на уровне президентов Украины и Молдовы, это очевидный позитив. Кроме того, есть целый ряд вопросов в двусторонних отношениях, которые нужно решить. Значение Молдовы не измеряется ее размерами как государства, численностью населения или объемом ВВП. То есть, несмотря на то что Молдова небольшое государство, она играет для Украины важную роль — это связано в первую очередь с приднестровским конфликтом. Но кроме него, есть ряд экономических, экологических, энергетических, социальных вопросов. Есть вопросы использования ресурсов реки Днестр, которая является трансграничной. Вопрос торговли тоже присутствует, хотя рынок Молдовы несопоставим с рынками других стран, но определенный резерв для развития двусторонней торговли есть. Плюс, помимо всего прочего, за последний год граждане Молдовы стали одной из самых многочисленных иностранных групп, которые посещают Украину, в том числе с туристической целью. Конечно, через ковид в 2020 году турпоездки значительно сократились, но для большинства молдаван отдых на украинских курортах давно является традиционным.
"ДС" О Приднестровье. Говорят, на встрече с Зеленским Санду могла попросить его об экономической блокаде этого непризнанного образования. Пойдет ли Киев на это?
А.Ф. Вопрос в том, что понимать под экономической блокадой, потому что, с точки зрения приднестровских сепаратистов, любые шаги со стороны Украины по наведению порядка на границе уже выглядят как экономическая блокада. Они говорят о такой блокаде со стороны Украины и Молдовы еще с 2006 года, когда Украина ввела правило, согласно которому приднестровские товары могли идти через границу только при наличии официальных документов Молдовы. Затем они начали говорить о блокаде, когда Украина ввела определенные ограничения в связи с началом русско-украинской войны. После того как Украина решила ввести общие украинско-молдавские пограничные посты, Тирасполь вновь вспомнил о блокаде. Они все время говорят о блокаде, потому что считают себя независимым государством и таким образом пытаются себя позиционировать.
На самом деле вопрос заключается в восстановлении контроля Кишиневом приднестровского участка украинско-молдавской границы. Она де-факто является открытой, ведь охраняется только с нашей стороны: на другой стороне находятся незаконные вооруженные формирования сепаратистов. Кроме того, нужны более жесткие меры по борьбе с контрабандой, жесткие меры по борьбе с серыми схемам. Думаю, этого было бы более чем достаточно, чтобы вынудить Приднестровье к более продуктивному диалогу с Кишиневом. Есть еще один вопрос, который коснулись во время визита, он касается энергетики. Сегодня основная часть электричества правобережной Молдовы обеспечивается Молдавской ГРЭС, расположенной на неконтролируемой территории и является собственностью российской "Интер РАО". Здесь двухуровневая ловушка. Во-первых, если Молдова платит за потребленную электроэнергию, эти деньги идут в бюджет сепаратистов. Во-вторых, эта ГРЭС является одним из самых мощных потребителей российского газа, и здесь стоит вспомнить, что Приднестровье уже давно отбирает этот газ, который идет транзитом через территорию непризнанного образования. Тирасполь продает его местным потребителям, но деньги "Газпрому" не платит, и долг накапливается — сейчас он достигает $7 млрд. Если удастся решить вопрос поставок электроэнергии из Украины, то это также ослабит позиции сепаратистов, во всяком случае, осложнит их экономическое положение.
"ДС" Может ли быть такое "прижимание" Тирасполя козырем для Украины на переговорах с Россией?
А.Ф. Вряд ли. Конечно, можно вспомнить, что Дмитрий Козак является одновременно спецпредставителем по Молдове и представителем России на переговорах по Донбассу, но цель Кремля не в том, чтобы сделать какой-то размен, а в том, чтобы навязать Украине "приднестровизацию" ОРДЛО. Речь идет о том, когда сторонами переговоров признают легитимную власть и сепаратистов, а Россия выходит в посредники и в дальнейшем может наблюдать и манипулировать переговорами, как ей заблагорассудится. Конечная цель Москвы — реинтеграция на таких условиях, которые бы сделали невозможным дальнейшее движение Украины и Молдовы в ЕС, оставив обе страны в зоне российского влияния. То есть вряд ли может быть какой-то размен — Россия играет в совсем другую игру. Возможно, кто-то считает, что можно таким образом поиграть с Россией, но это очень опасная игра.
"ДС" Кстати, об играх. В Украине и Молдове есть личности, которые влияли или влияют на отношения Киева и Кишинева — например, олигарх-беглец Влад Плахотнюк и украинский судья Николай Чаус, который сейчас якобы живет в Кишиневе. Какую роль эти двое могут сыграть при президентстве Санду?
А.Ф. Относительно Плахотнюка сейчас, наверное, нет точной информации даже в Кишиневе. Есть много слухов, будто его видели и в Турции, и в Греции, и в США он бы был, но вынужден был уехать. Есть разные мнения и о том, остается ли актуальным влияние Плахотнюка в Молдове сейчас. Некоторые говорят, что оно есть через подконтрольных Плахотнюку людей — мы видели определенные сдвиги в молдавском парламенте, когда сформировались группы из депутатов-сторонников этого олигарха. Другие говорят, что олигарх-беглец полностью отошел от участия в политике. Однако тень Плахотнюка присутствует в политической жизни Молдовы — большинство его назначенцев до сих пор остаются во власти. Даже Додона сравнивали с Плахотнюком — что он стремился занять место олигарха в коррупционных схемах и так же контролировать органы власти. Однако, если Плахотнюк хотя бы провозглашал определенные проевропейские декларации, то Додон был откровенно пророссийским.
Что касается судьи Чауса, то все зависит от того, насколько Украина будет упорной в вопросе его выдачи, насколько она будет заинтересована в том, чтобы Чаус заговорил. Судя по всему, до сих пор желающих не было. Было ли это предметом переговоров между президентами? Это скорее уровень правоохранителей, а не глав государств.
"ДС" На переговорах президентов Владимир Зеленский вспомнил о стремлении обоих государств стать частью инициативы "Триморья", есть информация, что за закрытыми дверями говорилось и о представительстве Кишинева в Крымской платформе. Какими могут быть реальные шаги двух государств в этих направлениях в ближайшее время?
А.Ф. Мы должны понимать, что нынешний визит Санду имеет, с одной стороны, символический характер. С другой — совместное заявление Зеленского и Санду является дорожной картой, которая должна быть наполнена определенными действиями, в том числе министерств, правительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Кроме того, надо помнить, что Молдова является парламентской республикой. Соответственно, заявления во время визита должны быть подкреплены действиями со стороны правительства и парламента, а сейчас с этим есть определенные проблемы, Молдова вступила в транзитивный период, который может длиться до полугода. Если все пройдет по запланированному сценарию, то роспуск парламента где-то за два месяца, еще два месяца на досрочные выборы, и где-то в мае в Кишиневе будет полноценное правительство, которое будет заниматься и вопросами украинско-молдавских отношений, и договоренностями Санду — Зеленского.
"ДС" Об экономическом сотрудничестве: Зеленский уже анонсировал первый двусторонний проект — строительство магистрали между двумя столицами. В каких еще сферах есть пространство для расширения сотрудничества, кроме упомянутых энергетики и строительства?
А.Ф. Это, конечно, туризм, ведь для многих украинцев Молдова до сих пор остается терра инкогнита. Что касается строительства упомянутой магистрали, то есть определенные нюансы. Они связаны с тем, что основным маршрутом, популярным у граждан Молдовы летом, как раз является южный маршрут. Они едут в Одесскую область, а затем в Николаевскую, Херсонскую, в курортные местности. И тот, кто летом хоть раз проезжал через КПП "Паланка", знает, какие там бывают большие очереди. Возможно, нужно было бы больше внимания уделить развитию южного коридора. Кроме того, есть еще один нюанс. Недавно была запущена паромная переправа между Украиной и Румынией Орловка — Исакча. Она определенным образом подрывает экономические основы Молдовы, потому что раньше транзит шел через молдавские Джурджулешты, а сейчас есть прямой путь, хотя пока и для грузовиков в основном. Возникает вопрос, на который должны ответить экономисты: не будут ли конкурировать между собой эти два пути.
Вместе с тем понятно, что строить и развивать транспортную сеть необходимо, нужно строить дороги из Кишинева на Киев в обход Приднестровья. Но надо брать в расчет и другие экономические проблемы, то есть каким будет трафик, насколько будут задействованы различные маршруты, южному или северному направлении отдавать приоритет, то есть следует смотреть на проблему комплексно и понимать, что в некоторых вопросах мы можем быть конкурентами, а не только союзниками.