Отставку Рема Вяхирева с поста главы правления ОАО "Газпром" Борис Немцов назвал самым выдающимся событием года. Эта отставка, а тем более назначение на данный пост заместителя министра топлива и энергетики Алексея Миллера, окажут значительное влияние на украинско-российские отношения.
Несмотря на прогнозировавшийся уход Вяхирева, решения совета директоров Газпрома стали сенсацией. Нового главу компании логично причислить к "питерской команде" президента. Алексей Миллер 5 лет работал под руководством будущего президента в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, занимал руководящие посты в АО "Морской порт Санкт-Петербург" и "Балтийская трубопроводная система".
Его назначение — очередное звено в политике отстранения олигархов ельцинского призыва от принятия решений в сфере экономической, внешней и внутренней политики. Рем Вяхирев стал третьим после Бориса Березовского и Владимира Гусинского в этом ряду. По мнению Владимира Путина, государство в лице членов его команды лучше справится с процессами управления страной, одновременно исключив чрезмерное влияние капитала на эти процессы. Однако, помимо кадрового, важным направлением государственной активности станет проблема "оседлания" внешних связей Газпрома (ныне компанию "Газэкспорт" возглавляет Юрий Вяхирев, интересно также, что на посту замминистра Алексей Миллер курировал ВЭД), которую экс-глава правления считал приоритетом.
В то же время президент не исключает, где это возможно, использование опыта олигархов и прочих отставников. Об этом свидетельствует как назначение Виктора Черномырдина, так и ожидающееся на июньском собрании акционеров Газпрома избрание Рема Вяхирева главой совета директоров. По этой же методике, очевидно, будут "бороться" и с "Итерой", которой Вяхирев покровительствовал. Обладая ресурсами, она сможет приносить пользу и на внутреннем рынке.
Для Украины это будет означать перераспределение контрагентов на газовом рынке, где "Итера" занимала ведущее место. Серьезные последствия будет иметь и ликвидация сопротивления Рема Вяхирева в вопросе строительства завода по производству труб большого диаметра на базе Нижнетагильского металлургического комбината. Этот проект предполагался как альтернатива поставкам украинских труб для российских трубопроводных проектов, однако экс-глава правления отдавал предпочтение трубам Харцызского завода. В случае реализации нижнетагильского проекта Украине придется с ностальгией вспоминать о "квотно-трубном" соглашении Ющенко — Касьянова. Впрочем, эксперты считают, что Харцызском дело не ограничится, и назначение нового руководства Газпрома усилит давление на украинскую металлургию вообще.
В целом же перевод газовой отрасли в компетенцию госструктур РФ ведет к ослаблению позиций Украины в политическом диалоге с Россией. Так что, ответ Леонида Кучмы — "В жизни все бывает" — на вопрос о возможности присоединения Украины к cоюзу Россия — Беларусь может быть неслучайным. Тем более что теперь этим вопросом занимается Виктор Черномырдин, имеющий опыт общения с президентами славянских государств со времен конфликта в Косово.