"Тройственный" ядерный союз в действии
13 мая в Астане подписано трехстороннее межправительственное соглашение между Казахстаном, Россией и Украиной о содействии в развитии и деятельности ЗАО "Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива". Документ подписан на основании протокола о намерениях, подписанного в Киеве 12 сентября 2001 г. Согласно предыдущим договоренностям уставный капитал предприятия составит $450 тыс. и будет формироваться тремя сторонами на паритетных началах.
Согласно соглашению Минтопэнерго Украины в лице ДП "Цирконий" НАЭК "Энергоатом" обеспечит производство циркониевых трубок для тепловыделяющих сборок реакторов типа ВВЭР-1000, казахстанская НАК "Казатомпром" в лице ОАО "Ульбинский металлургический завод" (УМЗ) осуществит производство таблеток энергетического урана, российское ОАО "ТВЭЛ" в лице входящего в его структуру ОАО "Новосибирский комбинат химконцентратов" (НКХ) обеспечит монтаж из этих и других компонентов тепловыделяющих сборок.
По заявлению казахстанского министерства энергетики и минеральных ресурсов, основной задачей СП является совершенствование качества топлива в целях повышения экономичности АЭС. Глава "Казатомпрома" Мухтар Джакишев подчеркнул, что реализация соглашения позволит оптимизировать использование производственных мощностей трех стран для изготовления тепловыделяющих сборок для реакторов ВВЭР-1000 и обеспечит конкурентоспособным ядерным топливом атомные электростанции России и Украины.
До создания трехстороннего СП ведущим поставщиком тепловыделяющих сборок на украинском энергетическом рынке являлось украинско-российское СП "ТВЭЛ-Энергия", учрежденное ЗАО "Корпорация АМП" (45% уставного капитала), российским ОАО "ТВЭЛ" (35%), Фондом госимущества Украины (10%) и российским "Инкомбанком" (10%). Комментируя создание нового украинско-казахстанско-российского СП, глава корпорации "АМП" Петр Устенко заявил "ДС", что перспективы этого предприятия следует оценивать, исходя из задач, которые перед ним ставятся. "Если предприятие создается для упорядочивания торговли ядерным топливом — его перспективы можно оценить только как хорошие. Если оно создается для обеспечения единого цикла производства ядерного топлива — они неоднозначны. Условно, если все производства этого цикла взять за 100%, на РФ приходится 75%, на Казахстан — 15%, на Украину — 10%. Исходя из такой пропорции, будет непросто реализовать модель функционирования единого топливно-энергетического цикла в рамках предприятия, созданного на паритетных началах", — сказал г-н Устенко.
По заявлению министерства топлива и минеральных ресурсов Казахстана, специализацией нового СП будет как раз упорядочивание торговли. Но если учитывать прочные позиции, занимаемые Казахстаном в производстве всех видов урановой продукции (рудного концентрата, окиси, гексафторида урана и таблеток урана-236), становятся непонятными перспективы отечественного горнорудного комплекса. Присутствие мощных казахстанских производителей в новом предприятии позволяет предположить, что основным сырьем для производства сборок ТВЭЛов будет не продукция украинских ГП "Полихим", Приднепровского гидрометаллургического завода и Восточного ГОКа, а казахстанские концентрат и окись урана.
В то же время создание нового украинско-казахстанско-российского предприятия улучшит конъюнктуру сбыта для предприятий нашей циркониевой промышленности. Ее основу составляют ГП "Цирконий", обладающее технологией производства трубного проката ядерно-чистого металлического циркония, Вольногорский ГМК, добывающий в год около 30 тыс. т циркониевого концентрата, а также Донецкий химико-металлургический завод, Мазуровский ГОК и ММК им. Ильича.
Первые два предприятия по уровню рентабельности добычи и технологий заметно опережают российских конкурентов. Последние два в конце 2002 г. заявили о намерениях возобновить производство редкоземельных металлов, потребляемых в ядерном машиностроении. До подписания нынешнего соглашения о содействии в создании СП все указанные предприятия не имели твердого рынка сбыта циркониевой продукции.
Создание трехстороннего СП способно упрочить сбытовую политику украинских производителей циркония и вывести их продукцию напрямую к конечным потребителям.