Гендиректора рыбопромышленной компании "Антарктика", 47-летнего Валерия Кравченко, расстрелял в упор человек в маске и маскировочной униформе в тот момент, когда бизнесмен выходил из машины возле собственного гаража. Киллер, судя по всему, готовился к убийству давно и знал, где стоять и как действовать. Сделал несколько выстрелов — две пули попали в живот, одна в голову. Пистолет, по законам классического заказного убийства, забирать с собой не стал и выбросил недалеко от места преступления. Еще около получаса бизнесмен был жив, оставался в сознании и успел попрощаться с женой, которая сидела в момент преступления в машине и, по счастью, не была замечена убийцей.
Удачливый менеджер
Валерий Кравченко возглавил "Антарктику" в 1993 г. В тот момент, когда он приступал к исполнению своих обязанностей, средний возраст флота, имеющегося у тогда еще арендного предприятия "Антарктика", составлял 19 лет, а из 51 судна промысел вели лишь шесть. Три судна были арестованы. Плюс долги, оставшиеся в наследство от СССР.
С приходом Валерия Кравченко предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа, началась приватизация, списание изношенных и устаревших судов, приобретение новостроя и ремонт наиболее рентабельных кораблей. Компания продала 18 судов, из них 14 траулеров типа "Атлантик", плавбазу "Советская Украина", что позволило получить немалые оборотные средства. При этом процесс приватизации "Антарктики" сопровождался рядом скандалов. В частности, Ильичевский рыбный порт, который значился в списке не подлежащих приватизации объектов, обходными путями все же оказался в собственности компании. Отказавшись от слова "порт" (раз его приватизировать нельзя) компания забрала себе оборудование, склады, портфлот и т. д., оставив государству акваторию, землю и портовый воздух. Тяжбы продолжались несколько лет, но все же были урегулированы и забыты.
Следующий громкий скандал, потрясший "Антарктику", — задержание в 1997 г. в Марокко траулера "Иван Кучеренко" и плавбазы "Восток". Причина — претензия испанской компании "Нико Интернасиональ" на сумму свыше $3 млн к "Антарктике". Пока "Иван Кучеренко" находился под арестом, на судне скончался один из членов экипажа. Корабль удалось вызволить "потом и кровью" украинского МИД и при личном вмешательстве Президента. А потом начались разборки с экипажем "Востока", который требовал зарплат и неустоек. Но и с этими проблемами Кравченко справился, и все вроде забылось.
Корабли и политика
Скандал с арестом судов "Антарктики" вспомнили через год, во время жесточайшей предвыборной кампании мэра города. И такой эпизод в жизни Кравченко имелся — он баллотировался в мэры и даже назывался в числе фаворитов гонки. Одесские газеты опубликовали письмо директора "Нико Интернасиональ", в котором рассказывалось, что суда арестовывались, так как кредиторы были уверены, что деньги у "Антарктики" имеются, хотя она и утверждала обратное. В письме даже приводился целый список якобы имевших место сделок "Антарктики", которые принесли ей баснословные деньги.
Следующая попытка Кравченко стать политиком — выборы 2002 г. в парламент, которые он тоже проиграл. Кстати, формально бизнесмен являлся членом Партии защитников отечества, которую возглавляет нардеп Юрий Кармазин. Однако за месяц до выборов наблюдатели отметили демонстративное выражение чувств между Кравченко и объединенными социал-демократами. Именно экс-президенту Украины Леониду Кравчуку Кравченко предоставил честь поднимать украинский флаг на вызволенном "Антарктикой" из оффшора пассажирском лайнере морского типа "Тарас Шевченко". Правда, говорят, что это было лишь публичным проявлением давно существовавших с эсдеками отношений. Интересная деталь: лайнер позднее отдали в аренду компании "Атлас" для перевозки паломников (владелец 51% акций — православная церковь Московского патриархата), возглавляемой бывшим директором ЧМП и печально известной компании "Бласко" Павлом Кудюкиным.
Выкупленные "Антарктикой" из оффшоров корабли ("Тарас Шевченко" и "Одесса") стали не только причиной, по которой Кравченко был удостоен звания "Одессит-2002", но и, возможно, причиной его смерти. По крайней мере, по данным одесских правоохранительных органов, эта версия активно изучается. Суть ее в том, что некие силы оказались очень недовольны возвращением "Тараса Шевченко" в Украину и поднятием на этом судне государственного флага. Судебные процессы за право владения кораблем шли не один месяц и могли продолжаться еще долго, но, по некоторым данным, благодаря активной позиции Кравченко конфликт близился к разрешению в его пользу. По логике этой версии, тут-то его и убрали. О конфликте вокруг судна как основной версии заявляет и Юрий Кармазин. Важная деталь, связанная с "Тарасом Шевченко": повесившийся (или все-таки повешенный?) летом этого года одесский судья Игорь Ткачук вел один из процессов, связанных с этим делом. Все тот же Юрий Кармазин на следующий день после убийства Валерия Кравченко заявил, что покойный проводил собственное расследование гибели судьи и мог приблизиться к разгадке.
Политика и криминал
Еще одна версия, озвученная Юрием Кармазиным и не отбрасываемая следствием, — возможное назначение Кравченко главой Департамента рыбного хозяйства. На это место претендовали многие политики, причем некоторые из них поддерживались структурами, близкими к криминальным. Займи покойный такое желанное кресло — многим бы не поздоровилось, а список тех, кому Кравченко мог начать мстить, достаточно велик. Справедливости ради следует отметить, что это была не первая попытка Валерия Кравченко если не возглавить, то хотя бы поставить своего человека на пост главы Департамента рыбного хозяйства. Можно вспомнить по меньшей мере несколько неудачных попыток, результатом которых стало разве что осложнение отношений покойного с экс-главой этого ведомства Николаем Швыденко. Кроме того, не следует забывать, что передел устоявшегося рынка был неизбежен, а значит, обязательно кто-то лишался сверхприбылей.
Активно изучает следствие и версию, связанную с конфликтом между "Антарктикой" и компанией "Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн", занимающейся транспортировкой сжиженного газа. Предметом спора является использование этой компанией терминалов Ильичевского рыбного порта для перевалки пропана-бутана, начавшееся в качестве эксперимента в 1998 г. и переросшее со временем в постоянный бизнес. С этим Кравченко боролся долго. Тяжба продолжается в Верховном суде и по сей день. Говоря об этой версии, Кармазин после одной из пресс-конференций так увлекся, что заявил: один из учредителей (была названа фамилия) угрожал Кравченко, о чем тот лично сообщил нардепу незадолго до смерти.
Неназванная версия
И последняя версия, о которой друг убитого Юрий Кармазин ни словом не обмолвился. Однако следствие, как стало известно "ДС", эту версию изучает. Речь идет о скандале между "Антарктикой" и знаменитым "Градобанком". Суть дела такова: в 1995 г. "Антарктика" попросила у "Градобанка" кредит на $5 млн под залог двух судов. Банк провел маленькое исследование и постановил: кредит не давать, так как суда "Антарктике" фактически не принадлежат. Однако через год арбитражный суд, рассмотрев иск компании, решил, что "Градобанк" не прав, должен выдать кредит и... еще $3 млн пени. Эта история обрела скандальную известность после того, как Виктор Жердицкий именно на тяжбе с "Антарктикой" построил свою оправдательную кампанию. Правда, люди сведущие тогда отмечали, что все же 84 млн "испарившихся" остарбайтеровских дойчемарок — сумма куда большая, нежели $8 млн компании "Антарктика". Но как бы то ни было, история прибрела огласку. Кстати, время все расставило по своим местам, и в результате оказалось, что те суда действительно не могли быть залогом и "Антарктике" не принадлежали.
Возможно, именно последнюю версию предпочтет следствие. Пусть она звучит несколько натянуто, но руководители "Градобанка", в отличие от большинства врагов Кравченко, уже далеки от украинского политического Олимпа и вообще находятся далеко от Украины. А заявлять прокуратуре что-то придется. Ведь Президент лично выразил неудовольствие работой Генерального прокурора Святослава Пискуна в связи с последними криминальными событиями в Одессе.
Зная манеру работы нынешнего Генерального прокурора в таких резонансных делах (Скныливская трагедия, аварии на шахтах, дело Георгия Гонгадзе), либо кого-то оперативно задерживают (даже если потом суд не даст санкции на арест), либо снимают с должностей своих же, прокурорских (а то и возбуждают против них уголовные дела).