В конце апреля в Симферополе прошло собрание акционеров ЗАО "КрымавтоГАЗ", в котором приняли участие представители группы "Сибирский алюминий". О результатах собрания почти ничего не известно, но, учитывая агрессивную политику "Сибала" в странах СНГ, в ближайшее время следует ожидать серьезных изменений как в производственных планах, так и в руководстве крымского предприятия.
Предприятие "КрымавтоГАЗ" появилось на свет в июне 1989 г. как банальная СТО, специализировавшаяся вначале на техобслуживании, а затем продаже автомобилей и запчастей производства Горьковского автозавода. В июне 1993 г. было преобразовано в ЗАО "КрымавтоГАЗсервис", а через два года было принято решение о строительстве на его базе сборочного завода — дочернего предприятия "ГАЗ". Уже в декабре 1995 г. с конвейера сошла первая крымская "Газель", в мае 1997-го — "Волга" ГАЗ-31029.
В июне 1999 г. из названия ЗАО исчезло слово "сервис" — с этого времени автомобилестроение стало основным направлением развития предприятия. Тогда его руководство заявляло, что выпускает около 60-ти модификаций автомобилей семейств "Волга", "Газель" и "Соболь" — от простейшего до представительского седана или минивэна. Казалось, наступил звездный час КрымавтоГАЗа: в 1998 г. было выпущено свыше 4 тыс. автомобилей, через год — в два раза больше. Таким образом, предприятие стало крупнейшим сборочным производством в СНГ.
На волне этого успеха КрымавтоГАЗ приступил к строительству покрасочного цеха, оборудование для которого стоимостью $15 млн поставляла американская Наden. Планировалось, что в 2001 г. будут также введены в действие цех антикоррозионной обработки, сборочный и сварочный комплексы. После создания замкнутого цикла производства, не имеющего аналогов в Украине, мощность завода к 2003 г. планировалось довести до 88 тыс. автомобилей в год. Полная стоимость амбициозного проекта составляла, по расчетам, $40 млн, и ему даже придумали новое название — "Южноукраинский автомобильный завод". Кроме уже освоенных моделей, на предприятии собирались выпускать полноприводные пикапы и джипы семейства "Атаман".
В конце 2000 г. руководство предприятия заявило, что вскоре начнет поставку автомобилей в Португалию, страны Африки и Азии. Но тут начались неприятности. Россияне прекратили поставки комплектующих, из-за чего производство на КрымавтоГАЗе полностью остановилось, а рабочие были отправлены в вынужденные отпуска.
Ситуация сложилась катастрофическая, так как на строительство цеха и покупку у американцев оборудования КрымавтоГАЗ взял кредит в $28 млн в Укрэксимбанке, и после прекращения продажи автомобилей встал вопрос, где взять средства для его возврата.
Что же случилось с предприятием, до недавнего времени считавшимся одним из самых удачливых в Украине? По всей видимости, именно удачливость оказала КрымавтоГАЗу дурную услугу — на него обратил внимание могущественный "Сибирский алюминий", новый владелец ГАЗа и Заволжского моторостроительного завода. После инвентаризации пяти украинских предприятий он остановил свой выбор на крымском, возможно, потому, что только оно замахнулось на создание собственного производства, не ограничившись отверточной сборкой. Российский монстр, которому по наследству достался 22%-ный пакет акций КрымавтоГАЗа, естественно, не мог удовлетвориться такой несущественной долей.
В результате прекращения поставок комплектующих с ГАЗа только за первый квартал текущего года КрымавтоГАЗ понес убытков на $1 млн. Это был удар ниже пояса, так как для возвращения 28-миллионного кредита Укрэксимбанку требовалось не просто увеличение, а "бешеный" рост продаж. Ситуация усугублялась еще и тем, что КрымавтоГАЗ был поставлен в очень неудобное положение не только перед украинскими партнерами, а это около 45 предприятий, но и перед зарубежными: Португалия, к примеру, затормозила реализацию прежних договоров, так как ГАЗ повысил цены на "Волги".
Для спасения предприятия генеральному директору Анатолию Лазареву пришлось пойти на первую жертву — отдать часть собственных акций, — по некоторым данным, у него их во владении и управлении до 36%. После чего "Сибал" стал владельцем блокирующего пакета. Сразу после этого поставки машинокомплектов из Нижнего Новгорода были возобновлены, но, как выяснилось, принесены еще не все жертвы.
28 апреля на КрымавтоГАЗе состоялось собрание акционеров, на которое прибыл представитель "Сибала", некто Виктор Беляев. Предмет разговора был давно известен: россияне настаивают на введении своих людей в совет директоров и правление ЗАО "Крым-автоГАЗ". Даже при полном отсутствии информации нетрудно догадаться, что это уже произошло — ссориться с Беляевым, который, говорят, вот-вот будет назначен гендиректором Горьковского автозавода, никто бы не стал. Представитель "Сибала" заявил акционерам, что "никакого производства ради производства на КрымавтоГАЗе больше не будет", завод будет "либо рентабельным, либо никаким" и что с мечтами об африканских и азиатских рынках, по чьим просторам мчатся крымские джипы, придется расстаться. Перед предприятием поставлены более скромные задачи: перейти на сборку "Оки", которую будут снабжать двигателем от "Таврии". Зачем Украине очередной "народный автомобиль" стоимостью до $2 тыс., неизвестно, но "Сибал" намерен ежемесячно отправлять в Крым более 2 тыс. машинокомплектов.
Гендиректору КрымавтоГАЗа вскоре предстоит пережить еще одно потрясение — переговоры с самим главой группы "Сибирский алюминий" Олегом Дерипаской в Москве. Разговор будет непростой — "Сибал" требует внесения изменений в устав ЗАО, чтобы окончательно "приручить" его гендиректора, который должен согласиться на ограничение своего права отчуждать активы стоимостью более 500 грн. Второе условие: предприятие не сможет брать кредиты на сумму, превышающую четверть уставного фонда, который более чем скромен — 2,5 млн грн. Крымская сторона пока сопротивляется, но, естественно, сопротивление не будет долгим — недавняя блокада здесь всех научила сговорчивости.
Анатолий Лазарев еще тешит себя надеждами, что "Сибал" ограничит аппетиты и не станет скупать акции у мелких акционеров, чтобы получить контрольный пакет и заменить руководство завода. Но, говорят, на всякий случай гендиректор готовит контрудар: при помощи рабочих-акционеров, на которых он пока имеет влияние, собирается учредить новое предприятие. Таким образом, россиянам придется иметь дело не с акционерами-одиночками, а организованной структурой. Однако, учитывая опыт "Сибала" в разрешении подобных проблем, это вряд ли станет для него серьезным препятствием на пути получения полного контроля над КрымавтоГАЗом.