Опальные губернаторы. Президент уволил двух и вынес предупреждение четырем главам обладминистраций
Указ Президента об увольнении глав Черниговской и Черкасской областных администраций Николая Бутко и Владимира Лукьянца (вместо последнего назначен его зам Александр Ляшенко), выговоры полтавскому, черновицкому, запорожскому и днепропетровскому губернаторам, а также заявления о неполном соответствии занимаемым должностям председателю ФГИ Александру Бондарю и председателю Комитета предпринимательства и промышленности Александре Кужель — были прогнозируемы.
О том, что кадровые перестановки могут последовать, говорилось не менее месяца. Правда, многие аналитики считали, что кроме черкасского и черниговского губернаторов в отставку пойдет и их коллега с Буковины, но Теофил Бауэр удержался в своем кресле. Для многих неожиданностью стал выговор запорожскому губернатору. Формальной причиной отставок и выговоров стали проверки Администрации Президента в областях. Кроме этих указов Президент подписал еще один — о назначении народного депутата Владимира Щербаня главой Сумской обладминистрации (с 1 апреля обязанности главы Сумской обладминистрации исполнял заместитель В. Щербаня Игорь Жарков).
"Погром" в среде губернаторов проходил по методу "слабого звена" — когда выбывает не действительно слабый, а тот, к кому фортуна повернулась спиной. Бутко и Лукьянец были ничем не хуже остальных глав госадминистраций. Николай Бутко в 1995 г. был назначен первым заместителем, а в августе 1999 г. — председателем Черниговской облгосадминистрации. О нем отзывались как о неплохом экономисте. Область не относилась к числу отстающих. Но, как говорят, экс-губернатор на выборах во многом работал против блока "За Единую Украину", более того, в родном округе Леонида Кучмы не поддержал кандидата от этого блока Олега Петрова.
Владимир Лукьянец был известен как самый социал-демократический губернатор. Однако разговоры о его отставке ходили с сентября нынешнего года. Поговаривали, что черкасский губернатор вскоре пересядет в кресло руководителя одного из управлений в Администрации Президента или же ему подыщут какое-то другое место. Его отставка — во многом показушная: социал-демократы снимают социал-демократа и на его место ставят социал-демократа.
Губернатор Запорожской области Евгений Карташов вообще ходил в отличниках. Пресса постоянно рекламировала его акции: совместное выездное заседание Запорожской облгосадминистрации и Министерства промышленной политики, празднование 70-летия Днепрогэса и "Днепроспецстали", визит Владимира Путина в Запорожье и т. д. В чем провинился Карташов? Одна из основных кулуарных версий — косвенное участие губернатора в так называемом деле Григоришина и "Запорожьеоблэнерго".
Губернатор Черновицкой области Теофил Бауэр на протяжении нескольких лет считался человеком, пользующимся покровительством Леонида Кучмы. Но в свое время он имел неосторожность разорвать отношения с СДПУ(о). Да как-то так нехорошо, что даже вступил в конфликт с журналистами контролируемых эсдеками изданий. На пресс-конференции в октябре 2000 г. он оскорбил журналистку, а когда местная пишущая братия возмутилась, он заявил, что в Афганистане (где Теофил Йозефович служил) он бы с ними говорил по-другому. Крутой нрав самого молодого губернатора общеизвестен, но все же на нынешних выборах он постарался — и в парламент по мажоритарке прошли преимущественно пропрезидентские силы.
Кто-кто, а губернатор Днепропетровской области Николай Швец мог записать в свой актив организацию показательного прокатывания на выборах в Никополе Александра Жира и разгром структур Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко. А Полтавская область — вообще благодатный мажоритарный край для фаворитов Президента. Но и в Полтаве, и в Днепропетровске выборы были не такими уж гладкими. Кроме того, экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Так или иначе, но области входят в пятерку самых лакомых частей Украины, и поставить своего человека туда — желанно для любой партии.
Что касается главы ФГИ Александра Бондаря, то его обвиняют в том, что он утратил контроль над приватизационным процессом, хотя не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что приватизировать то, что было запланировано парламентом на 2002 г., было изначально нереально. Александру Кужель обвинили в слабом развитии малого и среднего бизнеса. Хотя в принципе это обвинение можно было бы предъявить всем губернаторам, главам райадминистраций и т. д.
Губернаторов в Украине снимали регулярно, и никогда это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тот ажиотаж, который возник после отставок, связан в первую очередь с внутриполитической ситуацией в стране и усилением политической группы объединенных эсдеков. Именно поэтому первая версия происходящего — усиление главы президентской администрации. Приверженцы этой версии утверждают, что Виктор Медведчук готовится к президентским выборам. Для этого он укрепляет свои тылы в регионах и заменяет "слабые звенья" более сильными. Именно поэтому на место Лукьянца назначен нынешний первый замгубернатора (и лидер областной организации СДПУ(о) по совместительству) Александр Ляшенко, а на место Николая Бутко прочат генерального директора черниговского пивкомбината "Десна", бывшего губернатора Валентина Мельничука — человека, близкого к Леониду Кравчуку. Пока же обязанности главы области исполняет бывший первый зам Григорий Панченко. Виктор Медведчук играет в "сильную руку" — в противовес внешне нерешительному Виктору Ющенко.
Вторая версия — Президенту необходимо "встряхнуть" региональных лидеров, которые попросту превратились в удельных князьков. Мол, где был голос регионалов в то время, когда Президенту приходилось туго? Нынешние отставки и выговоры — плата за молчание и выжидательную позицию, за желание быть в хороших отношениях со всеми политическими силами. В том числе с оппозицией. А по большому счету — плата за беспринципность. Еще год назад Президент собирался сделать региональных лидеров опорой своей власти. Тезис о том, что лучше иметь 25 мелких олигархов, чем 5 сильных, казалось, полностью принят Кучмой. Главным идеологом такой политики называли Владимира Литвина. В результате кризис показал, что губернаторы в трудное время не станут защищать своего Президента, а начнут у него за спиной вырабатывать планы продления собственной политической жизни и экономического благосостояния на случай отставки главы государства. В этом случае Кучма поступает так же, как поступал Иван Грозный, вводя опричнину. Президенту нужны преданные люди, а не удельные князья. И с ним нельзя не согласиться. Вопрос только в том, кому будут преданны эти люди — ему или главе его администрации?
В общем, кадровые перестановки продолжаются. И меняют не только губернаторов, но и глав районов, начальников ключевых управлений в обл- и райадминистрациях. В целом в стране начался период ротации элит. Правда, приходят не новые люди, а проверенные и преданные...