• USD 42.3
  • EUR 43.3
  • GBP 51.4
Спецпроекты

Новая трубная война

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе Фонд развития трубной промышленности РФ инициировал антидемпинговое расследование в отношении поставщиков труб из Украины. Северные соседи обвиняют украинских производителей в использовании нечестных способов конкурентной борьбы и опасаются, что благодаря этому наши трубы могут потеснить их продукцию на внутреннем рынке.

Руководитель Челябинского трубопрокатного завода и по совместительству сопредседатель упомянутого фонда Андрей Комаров заявил, что, отменив квоты на украинские трубы, правительство РФ руководствовалось политическими мотивами и это решение обернется негативными последствиями для российских трубников. По его сведениям, во второй половине текущего года поставки украинской продукции в Россию резко возросли и к концу года превысят установленную квоту в 620 тыс. т. А низкие цены, по которым реализуются наши трубы в РФ, обеспечиваются не за счет более эффективной работы украинских заводов, а благодаря протекционистской политике властей и предоставлению ряда льгот.

Льготы действительно имели место до недавнего времени, и именно они привели к установлению ограничений россиянами в апреле 2001 г. Но эксперимент в горно-металлургическом комплексе, дававший возможность платить половину налога на прибыль и оставлять экологические сборы на предприятиях, утратил силу еще в начале этого года, и НДС трубники платят в полном объеме. В то же время ставка налога на прибыль в России значительно ниже, чем в Украине, и составляет 13% против украинских 30%.

Следующие претензии россиян сводятся к тому, что себестоимость производства труб в Украине меньше из-за более низкой оплаты труда и более дешевых энергоресурсов. В этом уверен представитель российской Трубной металлургической компании Дмитрий Жиглов. Но если относительно зарплаты он, скорее всего, прав, то насчет энергоносителей далеко не все так однозначно. Программа "Газ-Штрипс-Труба", которая задействована владельцем Харцызского трубного завода — корпорацией ИСД, подразумевает наличие основной прибыли у производителя конечного продукта — труб, и поэтому ХТЗ получает сырье от материнской ПФГ с минимальной наценкой. То есть за их энергоносители, по сути, платят металлурги. Между тем цены на трубы на мировом рынке постоянно растут, и, естественно, российские трубники даже внутри страны хотят отпускать продукцию по мировым ценам. Но тут совершенно некстати они сталкиваются с конкуренцией украинцев, которые отдают товар еще по старой цене, пытаясь отвоевать сданные после введения квот позиции.

Квоту на 2001 г. в размере 650 тыс. т украинцы не выбрали из-за введения Россией нового принципа начисления НДС — цены на украинские трубы сразу становились на российском рынке выше остальных. А в этом году, по словам руководителя объединения "Укртрубопром" Леонида Ксаверчука, из запланированных на январь–сентябрь 495 тыс. т украинские производители труб экспортировали в Россию только 245,2 тыс. т, или 52,73%. Поэтому есть все основания предполагать, что и в этом году квота в 620 тыс. т выбрана не будет. Хотя вполне возможно, что в конце года экспорт труб в Россию будет соответствовать этим цифрам, но по квотам цифры будут значительно меньше. Украинские производители научились поставлять продукцию в обход ограничений, не платя специальную пошлину за превышение квоты, которая была отменена российским правительством в начале октября. Вероятно, именно это особенно разозлило россиян.

Как ни странно, даже несмотря на потепление украинско-российских торгово-экономических отношений в связи с созданием газотранспортного консорциума, есть все основания предполагать, что ограничительные меры по трубам российским правительством все же будут приняты. Украине нет смысла продлевать квотное соглашение на следующий год из-за упразднения спецпошлин в случае превышения объемов поставок. Поэтому россиянам необходимо срочно предпринять защитные меры от нашествия на внутренний рынок украинских труб. Начальник отдела маркетинга и внешнеэкономических связей Харцызского трубного завода Юрий Гурин выразил надежду, что на следующий год по России удастся законтрактовать хотя бы тот же объем, что и в этом — 150 тыс. т. Однако настоящая конкуренция с российскими производителями, по его мнению, должна развернуться совсем не в России, а на динамично развивающихся ближневосточных рынках.

    Реклама на dsnews.ua