НАК "Нафтогаз України" восстановила право на акции JKX
На днях НАК "Нафтогаз України" получила сертификат права собственности на 8,87% акций британской JKX Oil&Gas plc. Эта компания через дочернее предприятие JP Kenny Exploration and Production является соучредителем ведущего в Украине нефтегазодобывающего СП, учрежденного с участием западного капитала, — "Полтавской газонефтяной компании" (ПГНК). Британский инвестор владеет в нем 49% уставного фонда и уже два года в судах оспаривает у ФГИ право еще на 26%. Собственником остальных 25% акций является АО "Полтаванефтегазгеология".
Добыча совместного предприятия за восемь месяцев 2002 г. составила 184 млн куб. м газа и 36 тыс. т нефти. Этот объем, будучи в десятки раз меньше добычи "Нафтогазу України", не способен значительно повлиять на темпы развития НАКа. Но в то же время СП удерживает лидирующие позиции среди всех совместных проектов отрасли, являясь среди них наиболее крупным и стабильно работающим. Так, по добыче природного газа после ПГНК следуют ЗАО "Укрнефтегазтехнология" (174 млн куб. м) и ЗАО "Пласт" (58 млн куб. м), по добыче нефти — ЗАО "Бориславская нефтяная компания" (15 тыс. т) и СП "Каштан Петролеум" (13 тыс. т).
Исходя из весомых позиций в добыче, вхождение крупнейшей украинской госкомпании в число соучредителей СП выглядело вполне закономерным. Кроме прироста добычи, покупка должна была решить две задачи: нарастить опыт планирования и управления бизнесом в нефтегазовой отрасли, а также увеличить влияние на ПГНК. Однако, потратив в свое время около $10 млн на приобретение 10,1% акций JKX, АО "Укргазпром" (а затем и созданная на его основе НАК "Нафтогаз України") более пяти лет не могло получить права собственности на купленные акции.
Бесхозяйственность, продемонстрированная компанией "Укргазпром" в отношении этой покупки, иллюстрируется не только "пятилеткой молчания". Есть более красноречивые факты: во-первых, в 1997 г. "Укргазпром" купил не 8,87% ныне отсуженных, а 10,1% акций (11 870 042 шт.) компании JKX; во-вторых, покупка была совершена по номинальной цене, близкой к 60 пенсам за акцию (около $0,8). Ныне же котировки акций JKX, по состоянию на начало октября, не превышают 15 пенсов за штуку.
Юридической причиной "пятилетки молчания" украинских инвесторов являлся долг в $30 тыс., который возник у "Укргазпрома" в период скупки акций компании JKX перед финансовым советником, британской Т. Ноаre & Co. Эта лондонская фирма задержала передачу сертификата собственника до выплаты задолженности, которую "Укргазпром" не мог перечислить из-за отсутствия у него лицензии на оплату услуг посредника. В итоге получалось, что Украина, санкционировав сделку на $10 млн, отказала "Укргазпрому" в оплате $30 тыс. комиссионных.
Все эти годы инвестиции были фактически заморожены, и Украина оставалась за бортом развития ведущего СП в отечественной добыче. Отметим, что это происходило в ответственное для британской компании время становления. Все это время "Укргазпром", а затем и НАК были лишены влияния на JKX. В частности, они не имели возможности принимать участие в собраниях акционеров, влиять на результаты ее деятельности, получать дивиденды и информацию о финансовых операциях.
Решить проблему помогла активизация новой политики НАК "Нафтогаз України" в сфере упорядочивания корпоративных прав и активов компании, которая была начата летом 2002 г. В июле НАК погасила долг перед финансовым советником и, проведя необходимые юридические процедуры, 4 октября полностью восстановила свою долю в капитале одного из крупнейших зарубежных инвесторов отечественной нефте- и газодобычи.