Генеральная прокуратура Украины намеревается подать в суд на Киевраду, если на будущей сессии, которая состоится 26 сентября, она не изменит свое решение, принятое в апреле текущего года, о передаче функций приватизации коммунального имущества столичному управлению коммунальной собственности, созданному тем же ее апрельским постановлением.
До этого в городе всей приватизацией занималось непосредственно региональное отделение ФГИ по г. Киеву. С апреля коммунальное имущество вообще никто не приватизирует, поскольку у отделения эту функцию забрали, а управление пока занимается собственной организацией, в частности, разрабатывает правила, схемы и нормы приватизации коммунального имущества. В принципе, управление занимается той работой, которую за 10 лет уже наладило отделение фонда. Владислав Збуржинский, начальник регионального отделения ФГИ, говорит, что "простой приватизационного процесса — значительный убыток городской казне, поскольку 100% вырученных денег шло в столичный бюджет, даже не задерживаясь в самом органе приватизации".
Правомерно ли решение Киеврады и кто прав в сложившейся ситуации? Тут и начинается самое интересное. Поскольку правы все.
Только каждый руководствуется своей статьей закона. Региональное отделение фонда опирается на указ Президента о единой системе органов приватизации, принятый еще в 1993 г. Именно этот документ и уполномочивает фонд приватизировать объекты государственной и коммунальной собственности. Киеврада же, в свою очередь, также имеет право создавать структуру для приватизации коммунального имущества, руководствуясь законом о местном самоуправлении. Получается, что виной всему законодательная нестыковка. Владислав Збуржинский считает, что Киеврада не должна была принимать решение впопыхах, ведь изначально было понятно, что возникнут проблемы. "По-моему мнению, — говорит начальник регионального отделения ФГИ, — любой глава обл- или горадминистрации прежде чем предпринимать такие действия, должен был обратиться в Администрацию Президента с тем, что указ от 1993 г. устарел и отстал от законодательной базы. Это нормально и правильно. И вопрос решился бы в установленном порядке, по закону. Никто сейчас не забирает права у местных органов самоуправления создавать структуры по приватизации, но им все же следует помнить, что указ Президента никто не отменял". Интересно, что полномочия по приватизации коммунальной собственности города фонду дала та же Киеврада в 1995 г., ссылаясь на указ. И она же лишила этого права региональное отделение в 2002 г. тоже абсолютно правомерно, уже на основе закона о местном самоуправлении.
Некоторое время назад депутатская комиссия коммунального имущества взяла на себя и функции оценочной деятельности. Ранее экспертную оценку объектов коммунальной собственности, готовящихся к приватизации, осуществляло отделение ФГИ, причем его оценки не всегда совпадали с оценками комиссии. А возникающие после этого вопросы должно решать непосредственно отделение фонда, поскольку оценочная деятельность — его полномочия. "Нам Генеральная прокуратура присылает письма, запросы, так как нет поступлений в бюджет от этой деятельности, и спрос с нас — а мы этим не занимаемся. Поэтому в вопросе о приватизации коммунальной собственности решили идти до конца, а то можно лишиться всех своих функций. Скажу честно, само региональное отделение тягаться бы с Киеврадой побоялось: духу и денег бы не хватило. Но если за это взялась Генпрокуратура, нам это только на пользу", — говорит Владислав Збуржинский. На сегодня орган приватизации по Киеву преимущественно является арендодателем. При этом план на год уже перевыполнен, отделение заработало 56 млн грн. при плане в 40 млн грн.
26 сентября сессия Киеврады должна рассмотреть протест Генеральной прокуратуры. Профильный комитет пока не принял решения по этому вопросу и рассмотрит его в понедельник. Однако большинство экспертов считает, что если по этому вопросу не будет принято решение на самом высоком уровне, горсовет отклонит протест Генпрокуратуры.