Украинские энергокомпании воровством не запугать
В начале сентября Кабмин одобрил и передал на рассмотрение Верховной Рады законопроект, предусматривающий отмену обязательного страхования линий электропередач и имущества энергокомпаний от краж. Представители НКРЭ не исключают, что обязательное страхование энергорынка может быть отменено как таковое.
Только кража
Новый Закон "О страховании", который был принят осенью прошлого года, помимо прочих обязательных видов (на сегодня их насчитывается 33), ввел обязательное страхование линий электропередач и преобразующего оборудования энергокомпаний от стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также противоправных действий третьих лиц (в частности краж). Причиной его введения стали довольно масштабные убытки, которые хронически несет данная отрасль. Средняя сумма ежегодного ущерба отечественной энергетики от вышеперечисленных бедствий составляет порядка $15–20 млн. В частности, по данным НКРЭ, убытки облэнерго только от кражи имущества превышают $5 млн в год. Поэтому желание минимизировать за счет страхования убытки, средств на покрытие которых, как правило, не находится ни у компаний, ни в бюджете, представлялось вполне закономерным.
Однако сами энергетики рассудили иначе, вследствие чего НКРЭ был разработан законопроект, предусматривающий (для начала) исключение риска кражи из общего перечня. Как сообщил "ДС" председатель НКРЭ Юрий Продан, главной целью данного документа является удешевление обязательного страхования для энергокомпаний и "Укрэнерго", что позволит не повышать тарифы на электроэнергию. Кроме того, предполагается, что, лишившись потенциальной страховой поддержки, облэнерго станут более тщательно следить за своим имуществом, предотвращая тем самым его хищение.
Между тем, по прогнозам страховщиков, энергокомпаниям едва ли удастся сэкономить на кражах. Например, как отметил председатель правления страховой группы "ТАС" Валерий Суксин, расходы энергопредприятий на страхование были бы гораздо меньше, чем затраты на восстановление производства, и не оказали бы существенного влияния на тарифы. "Сейчас же возможна обратная ситуация, когда средства на восстановление незастрахованных объектов будут изыскиваться в кошельках потребителей электроэнергии", — считает г-н Суксин.
Все дело в цене
Введение обязательного страхования энергокомпаний откладывалось уже не единожды. Разработка порядка и правил его проведения длится более полугода, однако ни готовых документов, ни окончательных страховых тарифов до сих пор нет. Кстати, именно вопрос цены на страхование линий электропередач и преобразующего оборудования может стать главным камнем преткновения при его введении. По словам г-на Продана, если страховые тарифы окажутся слишком высокими, то НКРЭ будет инициировать принятие другого законопроекта, на сей раз исключающего обязательное страхование линий электропередач и преобразующего оборудования как таковое. "Если цена будет приемлемой, то она будет заложена в тариф на передачу и поставку электроэнергии, а страхование будет осуществляться через страховые компании. Но если эта сумма будет заоблачной, то мы начнем искать другие механизмы", — говорит председатель НКРЭ. Возможной альтернативой страхованию может стать привлечение и аккумулирование (в случае необходимости) средств за счет повышения оптовой цены на электроэнергию. Такой способ возмещения убытков, с точки зрения операторов энергорынка, будет более эффективным и не повлечет за собой значительного повышения тарифов на электроэнергию в отличие от классического страхования.
Запад нам не поможет?
Между тем, существует и еще несколько серьезных проблем, значительно затрудняющих введение данного страхования даже в том случае, если страховщики и компании сойдутся в цене. Прежде всего — это недостаточная емкость украинского страхового рынка. Как сообщил "ДС" г-н Суксин, отечественные страховщики могут взять на себя ответственность по рискам энергорынка в объеме не более 100 млн грн. А если учесть, что далеко не все страховщики примут участие в этом виде страхования, то цифра может сократиться чуть ли не вдвое, что является недостаточным для покрытия возможных убытков, связанных с производством и передачей электроэнергии.
Несравнима эта сумма и со стоимостью объектов, подлежащих страхованию. По данным Минтопэнерго, их восстановительная стоимость составляет порядка 10 млрд грн., а значит, такой же должна быть сумма ответственности страховщиков. И поскольку этих денег на украинском страховом рынке нет, большую часть рисков необходимо перестраховывать на Западе. В то же время, по словам заместителя председателя правления СК "Остра-Киев" Александра Мацака, за последние годы международные страховые рынки понесли значительные убытки от стихийных бедствий, поэтому принимать в перестрахование наиболее подверженное убыткам имущество, которым являются линии электропередач, они не спешат, даже несмотря на высокую стоимость перестрахования. В данной ситуации, по его мнению, оптимальным вариантом могла бы стать господдержка страхования имущества энергетиков. Это могло бы выразиться в компенсации стоимости обязательного страхования имущества энергокомпаний подобно предприятиям агропромышленного комплекса.
Также немаловажной проблемой является изношенность основных фондов в энергетике. И если первичная стоимость подлежащих страхованию линий электропередач и трансформирующего оборудования составляет порядка 10 млрд грн., остаточная — всего 4,6 млрд грн. Однако страхование не может использоваться для обновления основных фондов предприятий, а это значит, что страховщики обязаны возмещать только фактические убытки, которые в данном случае определяются балансовой стоимостью, что для облэнерго крайне невыгодно, поскольку размеры их имущественных комплексов удивляют впечатлительных.