В середине августа Министерство энергетики и угольной промышленности объявило конкурс на долгосрочную концессию государственных угольных холдингов "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит". Основным претендентом на эти активы является группа ДТЭК Рината Ахметова, которая уже подготовилась к конкурсам, оформив оперативный контроль над обоими ГП. И если планы самого богатого украинца воплотятся в жизнь, он сможет нарастить объемы годовой добычи энергетического угля сразу на 60% — до 35 млн т.
О готовности украинских властей избавиться от расположенных в Луганской области "Ровенькиантрацита" и "Свердловантрацита" стало известно еще весной этого года, когда Кабмин внес их целостные имущественные комплексы в перечень объектов, которые могут быть переданы в концессию. А уже в конце июля Минэнергоугля опубликовало условия, на которых государство готово передать оба холдинга в пользование на 49 лет. В этом документе ведомство Юрия Бойко предусмотрело целый ряд требований к потенциальным эксплуататорам угольных ГП. Так, претендовать на свердловское и ровеньковское объединения не может компания, которая имеет долги перед налоговой администрацией и Пенсионным фондом, а также предприятие, зарегистрированное в оффшорной зоне. В участии в конкурсе будет отказано и компании, отказавшейся указать в заявке на концессию своих бенефициаров.
Эти требования министерства вполне логичны, поскольку "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит" являются стратегическими предприятиями угольной отрасли, на их долю приходится 17% общеукраинской добычи угля (в 2010 г. оба объединения выдали на-гора 13 млн т). Помимо этих условий, Минэнергоугля предусмотрело еще ряд требований, которые значительно сужают круг потенциальных концессионеров. Главным среди них является то, что претендент должен в течение последних пяти лет добывать как минимум 2 млн т угля в год.
Это условие вряд ли обрадовало таких угольных баронов, как Ефим Звягильский (шахта им. Засядько), Андрей Орлов ("Белозерская"), Игорь Мартыненков ("Белореченская") и Виктор Вишневецкий (группа шахт, объединенных в ассоциацию "Недра Донбасса"), среднегодовой объем добычи каждого из которых составляет немногим более 1 млн т. Зато концессионные требования вполне устраивают бизнес-группы "Энерго" Виктора Нусенкиса и ДТЭК Рината Ахметова, которые могут похвастать добычей на уровне 8 млн и 22 млн т угля в год соответственно. Оба бизнесмена наверняка заинтересованы в оформлении контроля над "Ровенькиантрацитом" и "Свердловантрацитом". Впрочем, г-н Нусенкис вряд ли решится составить конкуренцию г-ну Ахметову в борьбе за эти ГП. Во-первых, требованиями Минэнергоугля предусмотрено, что концессионер в течение первого года эксплуатации двух угольных холдингов должен вложить в них в общей сложности 1 млрд грн. А у Виктора Леонидовича такие деньги вряд ли найдутся, подтверждением чему является замораживание его планов по строительству обогатительной фабрики на кузбасской шахте "Октябрьская", приобретенной концерном "Энерго" в 2009 г. Во-вторых, оба предприятия уже давно финансово и административно зависят от Рината Леонидовича. Этот факт стал известен еще летом 2010 г., когда его компания ДТЭК подписала с луганскими угольными гигантами договоры так называемой "финансовой помощи". Их суть сводится к тому, что ДТЭК одолжил "Ровенькиантрациту" и "Свердловантрациту" 551 млн грн., которые были направлены на замену и модернизацию горнопроходческого оборудования, а также на подготовку к освоению новых угольных пластов.
По информации "ДС", осваивать эти средства госпредприятия начали в рамках собственных программ технического переоснащения, модернизации и развития, которые были разработаны при участии представителей ДТЭК. Поэтому логично, что деньги Рината Ахметова шахтеры из Ровеньков и Свердловска фактически тратят на машины и оборудование, произведенные на мощностях группы "Горные машины", подконтрольной г-ну Ахметову. Но главное заключается в другом: несмотря на то что ДТЭК выделил деньги на беспроцентной и беззалоговой основе, оба объединения попали в прямую зависимость от Рината Ахметова. Ведь они обязались отгружать свой уголь в направлении, которое укажет инвестор, то есть на энергогенерирующие предприятия. не чуждые ДТЭК.
Все это дает основание предположить, что структуры Рината Леонидовича без всякой конкуренции смогут добиться признания их концессионерами луганских холдингов. И когда это произойдет, Ринат Ахметов не только расширит свой угледобывающий потенциал сразу на 60% — до 35 млн т в год, но и получит гарантию отсутствия конкурентов на грядущих конкурсах по приватизации энергогенерирующих компаний "Центрэнерго" и "Донбассэнерго", чьи ТЭС ориентированы на потребление угля "Ровенькиантрацита" и "Свердловантрацита".