В конце марта Хозяйственный суд Киева ликвидировал легендарное ЗАО "Киев-Код" — компанию, с помощью которой российская бизнес-группа "Лужники" начинала строить собственную энергетическую империю в Украине в 90-х годах. Вместе с ней были похоронены долги россиян перед НАЭК "Энергоатом" на сумму 20 млн грн.
Компания "Киев-Код" была создана в середине 90-х годов прошлого века Михаилом Спектором, который представлял в нашей стране интересы российской группы "Лужники" Михаила Воеводина, Александра Бабакова, Евгения Гинера и Сергея Шаповалова. В тот период партнерами россиян были влиятельные отечественные бизнесмены Григорий Суркис и Богдан Губский, благодаря которым ЗАО "Киев-Код" уже к 1997 г. стало лидирующим энерготрейдером в Украине, специализировавшимся на адресных поставках электроэнергии. В тот период промышленники зачастую рассчитывались за ток векселями, которые северные соседи планировали использовать для получения контроля над ними. По данным "ДС", больше всего "Киев-Код" интересовали черкасский "Азот" (в 90-е его долги перед ЗАО превышали 8 млн грн.), Алчевский металлургический комбинат (около 4 млн грн.) и Мариупольский меткомбинат им. Ильича (24 млн грн.). Однако столичная компания не успела консолидировать средства, которых было бы достаточно для покупки этих предприятий, и они постепенно перешли под контроль чуждых "Лужникам" украинских бизнес-групп.
Как результат, уже в 1998 г. "Киев-Код" прекратил крупные поставки электроэнергии, устроив распродажу накопленных векселей. Вырученные от этого деньги пригодились россиянам в 2001 г., когда они за $93 млн выкупили у ФГИУ контрольные пакеты "Житомир-", "Кировоград-", "Херсоноблэнерго" и "Севастопольэнерго". Тогда же столичное ЗАО принимало участие в финансировании сделок по приобретению "Харьков-", "Криворож-", "Днепрогаза" и "Донецкгоргаза", впоследствии проданных группе "Газэкс" Виктора Вексельберга. Однако, несмотря на стремительное развитие бизнеса россиян, объединенных трепетным отношением к футболу ("лужниковцы" контролируют один из ведущих футбольных клубов России — московский ЦСКА), впоследствии Михаил Спектор лишился позиции куратора украинских активов, уступив ее Александру Притыке. После этой ротации "Киев-Код" был выведен из схем поглощения наших предприятий, сосредоточившись на сокращении своей дебиторской и кредиторской задолженностей.
В рамках этой кампании ЗАО активно погашало долги перед НАЭК "Энергоатом", переуступая этому госпредприятию дебиторскую задолженность находящегося в процессе банкротства ОАО "Ориана". Параллельно из "Киев-Кода" в родственные структуры выводились все ликвидные активы. Логичным следствием этого процесса стало начало банкротства компании в январе 2004 г. и признание ее банкротом в том же году. Ликвидация компании имела все шансы завершиться оперативно, но ее заблокировал Киевский оптико-механический техникум, заявивший, что ЗАО задолжало им около 1 млн грн. за аренду офисного здания в центре столицы, на улице Анищенко. Спор по этому поводу растянулся на несколько лет и в итоге завершился ничем — в прошлом году выяснилось, что спорная недвижимость несколько раз была перепродана, и сейчас ее собственником является компания "СМИ", не чуждая г-ну Спектору.
Окончание этого противостояния разблокировало процесс ликвидации "Киев-Кода". Выяснив, что у предприятия-банкрота с кредиторской задолженностью 21,8 млн грн., из которых 21 млн приходился на "Энергоатом", нет никаких активов, в марте нынешнего года Хозяйственный суд Киева благополучно его ликвидировал, похоронив надежды атомного монополиста на возврат своих денег. Что же касается россиян, то у них в ближайшее время намечаются серьезные траты — группа господ Гинера и Бабакова намерена выкупить на грядущих торгах у Фонда госимущества 25,01% акций "Одессаоблэнерго", что в сумме с уже имеющимся у нее 55%-ным пакетом акций этой компании позволит получить над ней полный контроль.