Чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда, правительство обязалось перед МВФ повысить пенсионный возраст для женщин. Соответствующий законопроект Кабинет Министров намерен подать в парламент до 10 декабря. Постепенное увеличение возрастного ценза для выхода на заслуженный отдых — мировая тенденция. Однако перед тем как решиться на такой шаг, развитые страны использовали для наполнения ПФ имеющиеся ресурсы, унифицировав механизм начисления пенсий. Отказавшись ограничить размер максимальных пенсий и сократить перечень досрочно выходящих на пенсию льготников, команда Николая Азарова решила заставить работать дольше украинских женщин.
Система задыхается
Украинская пенсионная система сегодня — это целый ворох разношерстных проблем, ключевой из которых является низкий размер пенсии и критичный уровень прочности Пенсионного фонда, нагрузка на который с каждым годом увеличивается. Главной причиной маленьких пенсий является прежде всего дешевизна рабочей силы в стране. По оценкам Федерации работодателей Украины, в себестоимости затрат на производство продукции оплата труда занимает не более 8%. Дешевизна рабочей силы провоцирует нищету пенсионеров, поскольку пенсия, которую сегодня получает гражданин, не превышает 45% его заработной платы. Периодически, как правило, перед выборами, правительства практикуют искусственное повышение пенсий за счет прямых бюджетных надбавок или повышения коэффициента трудового стажа (например, в 2008 г. один год стажа стал прибавлять к пенсии не 1,2, а 1,35%). Однако объективных предпосылок для роста пенсий нет. Единственным следствием заигрываний с избирателями стало то, что процент соотношения пенсионных выплат к ВВП увеличился с 12% в 2004 г. до 18% в 2009 г.
Глобально решить эту проблему должна была пенсионная реформа, начатая еще в 2004 г. Именно тогда был задекларирован постепенный отказ от солидарной системы пенсионных накоплений, при которой все пенсионные отчисления с зарплат сливаются в общий котел — Пенсионный фонд, откуда по выходу на заслуженный отдых граждане получают пенсионные выплаты. Взамен предполагалось ввести двухуровневую систему пенсионных накоплений: часть перечисляемой с зарплаты суммы по-прежнему должна была зачисляться в общий фонд ПФ, а часть — накапливаться на индивидуальном счету работника. Это должно было повысить заинтересованность будущих пенсионеров в увеличении отчислений в ПФ: чем больше перечисляется в Фонд, тем большая сумма накапливается на индивидуальном счету и тем выше пенсия, которая будет впоследствии выплачиваться. Затем предполагалось запустить третий уровень пенсионных накоплений: за счет добровольных взносов в негосударственные ПФ. Однако за шесть лет реформы индивидуальные счета в государственном Пенсионном фонде так и не были внедрены, а негосударственным ПФ не удалось заработать в полную силу: их вкладчиками, по разным оценкам, являются лишь 3–7% украинцев.
Причина, по которой власть до сих пор не решилась ввести индивидуальные накопительные счета, банальна — хронический дефицит Пенсионного фонда. Каждое предприятие должно отчислять в ПФ 33,2% от фонда оплаты труда, еще 2% взимается с зарплат 15,6 млн работающих граждан (или 57,8% от всего трудоспособного населения). И это не покрывает потребности в пенсиях 13,7 млн пенсионеров. При плановых доходах на 2010 г. на уровне 165 млрд грн. официальный кассовый разрыв Пенсионного фонда составляет 26,6 млрд грн. Реальный же дефицит ПФ достигает трети его бюджета. Если при этом часть перечисляемых сумм будет оседать на индивидуальных счетах, кассовый разрыв Фонда может оказаться еще более внушительным.
Равнее всех равных
Столь существенный дефицит ПФ объясняется несовершенным механизмом расчета пенсий. Прежде всего речь идет о VIP-пенсиях для госслужащих и работников силовых структур, которые превышают средний размер по стране в десятки раз. В частности, в прошлом году специальные пенсии получили 816,9 тыс. человек, из которых 614,6 тыс. — бывшие военнослужащие и милиционеры, 96,6 тыс. — госслужащие. Этот ограниченный круг людей в общей сложности получил 20 млрд грн. На выплату пенсий только госчиновникам, военным и милиционерам государство потратило около 17 млрд грн. Средняя спецпенсия у силовиков составила 1,7 тыс. грн., а у госслужащих — 2,7 тыс. грн. в месяц.
Еще большие пенсии получают депутаты (каждому из 893 народных избранников, находящихся на заслуженном отдыхе, в 2009 г. в среднем ежемесячно выплачивалось 15,4 тыс. грн.) и бывшие правительственные чиновники (103 получателя по 10,4 тыс. грн. каждый). Значительные расходы несут госказна и ПФ за счет Закона "О статусе судей" — 1016 получателей по 5,6 тыс. грн. каждый. Тогда как простые смертные в среднем получают, по данным Госкомстата, 999 грн.
Причина таких перекосов — необоснованные льготные условия начисления пенсионных выплат "специальным" пенсионерам. Например, пенсия чиновников составляет 80% от зарплаты, причем без ограничений предельных выплат. За каждый полный год трудового стажа после отработки 10 лет их пенсия увеличивается на 1% зарплаты, но не может составлять более 90% от денежного обеспечения. А 80% зарплаты служащего — это далеко не 80% его оклада. В частности, в законе о госслужбе предусмотрена выплата надбавок за выслугу лет. Размер надбавок госслужащих определен в процентах от оклада с учетом доплат за ранг. Следовательно, чиновник, проработавший свыше трех лет, имеет надбавку в размере 10% зарплаты, свыше пяти лет — 15, свыше 10 лет — 20, свыше 15 лет — 25, свыше 20 лет — 30 и свыше 25 лет — 40%. И пенсия начисляется именно из расчета этих надбавок. Кроме того, в аппарате многих министерств и ведомств нередко используется практика умышленного назначения людей предпенсионного возраста на высокооплачиваемую должность. За счет этого пенсия служащего может подскочить в два-три раза по сравнению с тем, что он имел бы, выходя на заслуженный отдых с прежнего места работы.
И это при том, что в стране отсутствует потолок для размера пенсий. Попытку установить его предпринимало правительство Юлии Тимошенко, однако воплощению этой идеи в жизнь помешали депутаты, по представлению которых КС отменил соответствующее решение Кабмина. Зато четкий максимальный размер заработной платы, с которой уплачивается взнос, существует. Он составляет 15 минимальных зарплат (сегодня — 13,6 тыс. грн.). Все, что выше, пенсионным сбором не облагается. То есть максимально возможный пенсионный взнос составляет около 4,5 тыс. грн. Получается, что для оплаты пенсии депутата в 15,4 тыс. грн. должны "сброситься" своими взносами как минимум три менеджера среднего звена. Если ограничить максимальную пенсию хотя бы десятью минимальными (сейчас — 7,23 тыс. грн.), эффект уже будет значительным: по разным оценкам, расходы на "суперпенсии" могут снизиться на 30–50%.
Нация пенсионеров
Разбалансированность Пенсионного фонда вызвана и объективными причинами, а именно высоким процентом населения пенсионного возраста: нынче пенсии получают 13,7 млн украинцев. Уже сегодня количество граждан пенсионного возраста составляет 26% всего населения страны. К 2050 г. их будет 40%. По прогнозам Института демографии и социальных исследований НАНУ, если по итогам 2008 г. доля граждан в возрасте более 65 лет составила 16,3%, то к 2050 г. она увеличится до 23,8%. Одновременно сокращается число плательщиков в ПФ за счет увеличения срока обучения и, соответственно, более позднего выхода молодежи на работу. При нынешней системе пенсионного обеспечения, по прогнозам ООН, к 2050 г. количество плательщиков в Пенсионный фонд снизится с сегодняшних 15,6 млн до 11,6 млн, а количество получателей выплат (пенсионеров) вырастет с 13,7 млн до 14,6 млн. То есть в абсолютных цифрах соотношение изменится с 1,35:1 до 0,94:1. В результате реальный размер пенсии снизится до 28% от заработной платы, а дефицит Пенсионного фонда достигнет 100% намного раньше 2050 г. Это означает, что налогоплательщики, кроме содержания госаппарата и отчисления обязательных взносов в ПФ, вынуждены будут помимо непосредственно взносов в ПФ за счет налогов формировать половину ресурса для содержания пенсионеров.
Избежать этого позволило бы повышение рождаемости. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам ООН, к 2050 г. рождаемость в Украине не превысит 1,85 ребенка на одну женщину, что не способствует даже естественному возобновлению населения. Поэтому правительство решило избрать иной путь — повысить возрастной ценз выхода на пенсию. Поначалу эта реформа коснется женщин: Кабмин пообещал МВФ в течение 10 лет ежегодно повышать возраст выхода украинок на пенсию на полгода. В результате к 2020 г. гражданки страны будут уходить на заслуженный отдых в 60-летнем возрасте. Однако и это не позволит решить проблему дефицита ПФ. При таком подходе к пенсионной реформе в 2050 г. вместо сегодняшних 15,6 млн плательщиков взносов их будет 11,9 млн (на 300 тыс. больше, чем при отсутствии каких-либо реформ), а пенсионеров — 14 млн вместо 13,7 млн (на 600 тыс. меньше). А абсолютное соотношение пенсионеров и плательщиков взносов будет еще хуже — 0,85:1. Вполне возможно, что годков через 20–30 проблему также предложат решать с помощью доведения пенсионного возраста до европейских 65 лет и для мужчин, и для женщин. По расчетам Аналитического центра "Голубая лента", если уже со следующего года начать планомерное (по полгода ежегодно для обоих полов) повышение пенсионного возраста с целью выйти на паритет 65/65 к 2030 г., то к 2050 г. количество плательщиков взносов в ПФ все еще будет больше, чем пенсионеров: 12,5 млн к 12,2 млн, или 1,03:1.
Что делать?
Одним из способов решения проблемы дефицита Пенсионного фонда может стать повышение размеров пенсионного взноса. Чтобы сохранить нынешнее соотношение размера пенсий и зарплат, размер отчислений с фонда оплаты труда придется повысить с нынешних 35,5 до 50%. Но уже сейчас по сравнению с Европой мы платим самые высокие взносы в Фонд. Если удерживать размер платежа в ПФ на сегодняшнем уровне, то для того чтобы ликвидировать кассовый разрыв ПФ, придется сокращать размер пенсий: если сейчас минимальная пенсия составляет 45% минимальной зарплаты, то к 2050 г. этот показатель упадет до 28%. То есть пенсии уменьшатся как минимум в полтора раза. Оба этих варианта неприемлемы, как и увеличение дотаций Пенсионному фонду из госбюджета. Ведь чтобы найти дополнительные источники покрытия растущего дефицита ПФ придется вводить новые или повышать действующие налоги.
Другой способ повысить доходы Пенсионного фонда — увеличение возрастного ценза для выхода на пенсию. Несмотря на то что прирост рабочей силы при повышении пенсионного возраста до 65 лет составит 1,2 млн человек, а количество пенсионеров уменьшится на 2,4 млн, ожидать всплеска безработицы не стоит. Во-первых, многие пенсионеры работают и после выхода на пенсию. Во-вторых, на рынке труда существует вполне четкое разделение "молодежных" и "пожилых" видов работ. Поэтому 15–30-летние граждане, трудящиеся в секторах с высоким уровнем оплаты труда, не будут конкурентами для пенсионеров, преимущественно занятых на низкооплачиваемых работах. В-третьих, исходя из динамики вымирания населения, условный выход "новых" пенсионеров на рынок труда (на самом деле они просто не уйдут с него в 55 лет) лишь замедлит естественный отток трудовых ресурсов, а не создаст приток. А прирост занятости на 6,1% даст стране к 2031 г. дополнительно 6,1% прироста ВВП по отношению к тому показателю, который у нас был бы при неизменности пенсионной системы.
Вопрос в другом: сколько лет эти люди будут жить на пенсии и смогут ли хотя бы частично "вернуть" свои взносы. По данным ООН, средняя продолжительность жизни мужчин в Украине сегодня составляет 63,9, женщин — 74,3 года. То есть при нынешней продолжительности жизни мужчины проживут на заслуженном отдыхе в среднем менее четырех лет, женщины — около 14. В то время как, к примеру, в Великобритании мужчины живут на пенсии 15,7 лет, а женщины — 23, в Италии — 16,9 и 24,5 соответственно, Германии — 16,8 и 20,9, Польше — 14 и 22, Словакии — 15 и 18, Венгрии — 16 и 20, Чехии — 15,9 и 19,2, Швеции — 17,4 и 20. На фоне этих цифр требование МВФ, в сущности, еще больше сократить срок жизни на пенсии, выглядит несколько циничным.
В любом случае повышение пенсионного возраста для женщин не сможет решить проблему дефицита ПФ — для этого надо реформировать саму систему начисления пенсий. Именно так поступили в развитых странах, которые столкнулись с проблемой старения населения намного раньше, чем Украина. Для начала необходимо увеличить минимальный трудовой стаж, позволяющий получать полноценную пенсию (сейчас для этого женщинам необходимо проработать 20 лет, мужчинам — 25). Главным же резервом сокращения расходов ПФ может стать ограничение верхнего порога пенсий, выплат работающим пенсионерам, которые вышли на заслуженный отдых на льготных условиях (в 40–45 лет), а также унификация расчета пенсионных выплат, что снизит неоправданно высокий размер VIP-пенсий.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Олийнык, Председатель Совета Федерации работодателей Украины
Для работодателей ключевым вопросом в пенсионной реформе является перераспределение нагрузки на фонд оплаты труда и персонала.
По мнению Федарации работодателей, вполне приемлемым является график повышения пенсионного возраста на пять лет для женщин и на два года для мужчин в ближайшие десять лет. Мы не беспокоимся, что пенсионеры будут занимать рабочие места молодежи, потому что возрастные группы по занятиям существенно дифференциированы. Сейчас нас беспокоит другая проблема. С фонда оплаты труда предприятие отчисляет в Пенсионный фонд 33,2%, с зарплат сотрудников удерживается 2%. Мы предлагаем со следующего года уменьшить отчисления с фонда оплаты труда до 32,2%, одновременно увеличив отчисления с зарплат до 3%. И к 2018 г. довести это соотношение до 25% и 10%. Снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит детенизировать зарплаты и повысит защищенность самих граждан: ведь их взносы в ПФ будут производиться с большей заработной платы. Кроме того, работодатели обязуются как минимум удерживать заработные платы на таком уровне, который был бы у работников без перераспределения. Мы готовы гарантировать, что в первые три месяца каждого года, в начале которого нагрузка на зарплату работника будет повышаться на один процентный пункт, его доход будет не ниже, чем в четвертом квартале предыдущего года, который традиционно является самым "богатым".
Конечно, это сложно с точки зрения контроля: у инспекторов по труду и профсоюзов прибавится работы. Но, снизив нагрузку на бизнес, мы сможем высвободить ресурсы для развития. Поскольку повышение тарифа для наемных рабочих будет означать фактическое снижение их дохода, получаемого на руки, работодатели готовы эти потери компенсировать. По итогам года доходы работников все равно растут на 5–10%. С ростом экономики темпы будут до 15–17%. Мы готовы поднимать зарплату не в конце периода, а в его начале, гарантируя, что у человека в первом квартале наступившего года будет доход не меньше, чем в четвертом квартале ушедшего года. Хотя при этом ежегодно человек будет платить на 1% больше из собственного кармана. В итоге темпы роста зарплат до перераспределения и после будут совпадать.
Мы отдаем себе отчет, что не все работодатели смогут найти ресурсы для повышения зарплат. Многие могут пойти на оптимизацию затрат — перейти на короткий день, сокращение персонала. С другой стороны, если правила будут заранее известны, планировать будет гораздо легче.
Василий Хара, Глава Федерации профсоюзов Украины
Федерация профсоюзов предложила компенсаторы, которые бы сбалансировали бюджет Пенсионного фонда без повышения пенсионного возраста.
Во-первых, это создание условий для выведения экономики из тени, где, по нашим оценкам, находится 50% заработной платы, или примерно 100 млрд грн. Это объем фонда оплаты труда всех бюджетников. Отчисления в ПФ от данной суммы могут составить 30–40 млрд грн. В сложившейся ситуации важным является снижение налога на прибыль, как в первой версии Налогового кодекса, — на 6% с 2011 г. (последний вариант предполагает сокращение на 2%: с 25 до 23% с 2011 г. — "ДС"). Но эта часть тени — только "конверты". А ведь есть еще граждане, которые не оформлены на работе. В текущем году органами Госохрантруда выявлены нарушения такого рода почти у 8 тыс. работодателей. С начала года налоговые органы установили наличие нарушений законодательства о труде у 86% проверенных предприятий. От выведения этой части фонда оплаты труда из тени, по нашим оценкам, можно получить дополнительно еще около 30 млрд грн. доходов Пенсионного фонда. Сравните с той суммой, которую правительство планирует привлечь за счет повышения пенсионного возраста, — это не более 500 млн грн.
Еще одна возможность повысить доходы Пенсионного фонда — возобновление ранее ликвидированных и создание новых рабочих мест. Сегодня около 5 млн человек из 20 млн трудоспособного населения не платят взносы в ПФ. Где они? Часть из них — безработные (но по методологии Международной организации труда таких у нас всего 1,9 млн чел.), некоторые трудятся за границей. А другие просто не оформлены.
Нужно увеличивать и заработную плату. Ведь с экономической точки зрения мы не самая бедная страна. Но по уровню оплаты труда занимаем предпоследнее место в Европе, за нами только Молдова. Наш ВВП в 2009 г. был меньше среднеевропейского в четыре раза, а зарплаты ниже в 20. Это значит, что даже при нынешнем уровне ВВП у экономики есть ресурс для повышения заработных плат. Совокупно все компенсаторы дадут Пенсионному фонду до 70 млрд грн., что сделает его бездефицитным и позволит не только не отвлекать средства из госбюджета, но и не повышать пенсионный возраст.
Конечно, мы не говорим, что такую реформу не нужно проводить никогда. Чем раньше мы начнем внедрять изменения, тем менее болезненными они будут для наших пенсионеров через 10-15 лет. Повышать пенсионный возраст, бесспорно, нужно. Но не в нынешних условиях, после такого глубокого кризиса, который мы пока еще не до конца пережили. По моему мнению, необходимо начинать не раньше 2013 г.