Осень-2008 надолго останется в памяти украинцев. Обвалившийся курс гривни сравнял долларовые цены автомобилей с американскими. Перепуганные граждане не спешили покупать машины, поскольку никто не понимал, что будет дальше. Отсутствие спроса внезапно насытило автосалоны. И потенциальные автолюбители, откладывавшие деньги на покупку авто в твердой валюте, получили возможность выбирать из множества моделей. Но счастье автолюбителей продлилось недолго. В 2009 г. дилеры поняли, что на рост рынка надеяться не приходится, и решили придержать автомобили, ввезенные в страну по курсу лета 2008 г., до лучших времен.
Именно эти машины, вместе с полившимся на рынок скудным ручейком кредитов, создали основу для роста продаж нынешней осенью. В октябре рынок установил послекризисный рекорд, увеличившись на 17% по сравнению с сентябрем. Точно назвать причины столь бурного роста не может никто. То ли граждане решили обновить парк устаревших автомобилей, то ли недалек от истины анекдот о жителях Донецка, которых отлавливают на улицах, чтобы отправить на руководящие посты в другие регионы. Точно так же дилеры гадают о долгосрочности нынешнего всплеска спроса. Одни надеются, что рост продаж стал предвестником оздоровления рынка. Другие сомневаются, что оживление потребителей носит долгосрочный характер. Но и те и другие уверены, что нынешний рост спроса — результат маркетинговой активности продавцов и банкиров. Дилеры предложили покупателям разнообразные акции, задействовав в продажах свои запасы авто, завезенных еще по ценам 2008 г. а банкиры подпитали обедневших потребителей кредитными ресурсами.
До вожделенных докризисных объемов пока далеко. Банкиры все еще избирательно занимают деньги. Украинцы, большинство из которых с интересом наблюдают за коллегами и знакомыми, которые из последних сил выплачивают взятые в "сытые времена" кредиты, тоже не спешат одалживаться. Поэтому перспективы рынка зависят от того, насколько успешно продавцы поторгуются с производителями.