Коммуналке найдут хозяев

На минувшей неделе на подпись Президенту отправлен закон, который должен упорядочить процедуру передачи в концессию и аренду коммунальных предприятий централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода.

Новый закон, подготовленный главой парламентского комитета по градостроительству и местному самоуправлению Владимиром Рыбаком, устанавливает либеральные условия передачи в концессию или аренду коммунальных предприятий. Арендовать их можно будет на срок от двух до 10 лет, взять в концессию — от трех до 50 лет (предприятия, обеспечивающие водой и теплом от 100 тыс. и более потребителей, могут отдаваться в концессию как минимум на 10 лет). В качестве арендатора и концессионера могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты. Инициировать передачу объекта в концессию может как местный совет, так и само предприятие. Причем закон не обязывает их пояснять причину такого решения.

Будущие концессионеры и арендаторы коммунальных предприятий определяют на конкурсах, условия которых обуславливает местный совет, согласовывая их с МинЖКХ. "Фактически не являясь стороной договора, орган исполнительной власти (министерство) наделяется правом влиять на предмет и существенные условия договора. Это ограничивает права местного самоуправления. То же касается и пункта о регистрации договоров в министерстве. Хотя, согласно этому закону, такая регистрация и является одним из условий выделения средств на реконструкцию или модернизацию объектов тепло- и водоснабжения", — считают юристы Главного научно-экспертного управления ВР. По мнению старшего юриста юридической фирмы "Василий Кисиль и партнеры" Наталии Доценко-Белоус, органы местного самоуправления могут провести конкурс и без согласования с МинЖКХ, после чего обратиться в суд, чтобы подтвердить его законность. Впрочем, такой вариант развития событий маловероятен.

В новом законе прописаны лишь общие правила проведения конкурсов. Если участвовать в нем изъявит желание лишь один претендент, конкурс объявляется снова. Таким образом, как считает автор законодательной инициативы, удастся поддержать конкуренцию. Впрочем, эту формальность можно легко обойти, если организовать фиктивные заявки от компаний, которые в действительности не намерены бороться за право получить объект ЖКХ в аренду или концессию. Тем более что документ устанавливает следующее правило: если заявки поданы от двух и более участников, но на конкурс зарегистрировался лишь один, именно он и будет признан победителем.

В заключаемом с победителем конкурса договоре об аренде или концессии должны быть прописаны ряд обязательных пунктов, в том числе обязательства по сохранению целевого назначения объекта ЖКХ и объему будущих инвестиций. Отдельно в договоре также указываются условия установления и изменения тарифов на услуги получаемого в концессию предприятия. "Согласно закону "О жилищно-коммунальных услугах" уровень цен и тарифов должен соответствовать экономически обоснованным затратам на их производство. Арендаторы и концессионеры будут заинтересованы в том, чтобы увеличить свои прибыли за счет повышения расценок. Причем обосновать желаемый уровень тарифов для них не составит труда", — уверена юрист международной юридической фирмы Integrites Ирина Капалкина. Дополнительными расходами для концессионеров (которые будут переложены на плечи потребителей услуг ЖКХ) станет арендная плата (в размере от 3 до 12% от нормативной денежной оценки) за земельный участок под коммунальным предприятием.

Закон не устанавливает льготных условий для продления договора аренды или концессии (без проведения конкурса), если арендатор или концессионер исправно выполнял условия соглашения. Так что, скорее всего, арендаторы объектов ЖКХ будут меняться с каждой новой властью на местах. Ведь, как показывает практика, контроль над коммунальными предприятиями могут получить только приближенные к властям компании. Впрочем, процесс смены арендаторов вполне может перейти в залы судов. Ведь упомянутый закон не устанавливает никакой ответственности на тот случай, если арендатор или концессионер по каким-либо субъективным причинам не захочет возвратить объект в управление общины.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александра Павленко Управляющий партнер правовой группы "Павленко и Побережнюк"

Закон "О передаче в концессию и аренду коммунальных предприятий централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода" обязывает местные советы согласовывать условия конкурса с МинЖКХ. В свою очередь министерство может отказать в утверждении условий конкурса только в том случае, если они не соответствуют упомянутому закону. Но дело в том, что этот документ не оговаривает четких требований ни к участникам конкурса, ни, что особо важно, к победителям. Соответственно, теоретически пройти согласование в МинЖКХ могут и условия конкурса, прописанные под конкретное предприятие, закрепляющие монопольное положение потенциального победителя. Более того, закон не обязывает участников конкурса иметь лицензию на водоснабжение: ее нужно будет получить только его победителю. То же самое касается и требования привести свою материально-техническую базу в соответствие с требованиями той деятельности, под которую заключался договор, уже после заключения этого договора. Неясно, что тогда вообще является приоритетным при выборе победителя конкурса на право заключения договора аренды и получения в концессию коммунальных объектов водо- и теплоснабжения.

В целом порядок проведения конкурса прописан в законе достаточно детально. Непонятно лишь, кто будет иметь право решающего голоса при определении победителя — министерство или орган местного самоуправления. Наиболее вероятно, что это будет прописано при определении конкретных конкурсных условий и устанавливаться актами местных советов.

Алексей Кучеренко Министр жилищно-коммунального хозяйства (2007–2010 гг.)

Несмотря на то что новый закон расширяет возможности для концессионирования тепло- и водоснабжающих компаний, можно прогнозировать, что после выборов в местные советы он даст толчок к процессу теневой приватизации таких предприятий. Реальные инвесторы на этот рынок не придут, поскольку на нем еще слишком мало гарантий их прав. Скорее всего, концессионерами станут компании, приближенные к мэрам или депутатам местных советов. В крупных городах за ними будут стоять народные депутаты Украины либо министры. Как и 13 лет назад, когда проводилась приватизация облэнерго, все возможные разговоры о бескорыстном финансовом оздоровлении таких предприятий — это сказки для бедных. Есть как минимум два способа вернуть свои инвестиционные затраты, ради которых бизнес готов пойти на концессию: с одной стороны, госбюджет и местные бюджеты, с другой — повышение тарифов. Бесконечно повышать их невозможно, потому что у населения есть порог платежеспособности. Так что останется подпитка от бюджета. Позитив от такой теневой приватизации "для своих" состоит в том, что будет налажена платежная и финансовая дисциплина. Если же компании будут работать убыточно, их постепенно могут за долги отдать, например, "Газпрому". Мы, кстати, в свое время разрабатывали схему, по которой по долгам перед RosUkrEnergo можно было бы рассчитаться некоторыми предприятиями. Таким образом, эта компания, при всей ее одиозности, могла бы реальными инвестициями внести хоть какой-нибудь положительный вклад в развитие экономики.