И снова Павел Иванович

На минувшей неделе имя Генпрокурора Украины Михаила Потебенько снова попало в десятку наиболее часто фигурировавших в прессе политиков. Во-первых, как и ожидалось, лопнул "мыльный пузырь" с изобличением нардепа-убийцы. Во-вторых, в который раз на неопределенный срок перенесено судебное заседание по делу одного из "подельщиков" Павла Лазаренко Андрея Миханива. И наконец, активно раскручивались слухи о вхождении главного законника Украины в избирательный список КПУ.

Вечно обвиняемый Лазаренко
С юридической точки зрения, представление вообще было лишено смысла — депутаты "сдали" Павла Ивановича еще в 99-м году, а повторять эту процедуру при появлении каждого нового пункта обвинения совершенно нет необходимости. Представители Генпрокуратуры на консультациях в регламентном комитете ВР безропотно с этим согласились и обещали представление отозвать. Зато политическая целесообразность перемывания косточек "американца" налицо. Так, ярые недоброжелатели экс-премьера сразу же ухватились за возможность в который раз всенародно линчевать ренегата.
Сам подследственный заявил через своих адвокатов, что Потебенько пытается отвлечь общественность от своего конфликта с президентом НТКУ Вадимом Долгановым. Напомним, что все началось с критики Генпрокуратуры в адрес жены Вадима Афанасьевича и одновременно министра юстиции Сюзанны Станик. В ответ программа "Зона правды" разразилась порцией компромата о сыне Михаила Алексеевича, высокопоставленном таможенном чиновнике Демине.

А вы знакомы с Павлом Ивановичем?
Еще одним поводом для возникновения пресловутого представления называлось судебное заседание по делу Андрея Миханива, которое так и не состоялось 3 сентября. Этот человек, будучи гражданином другой страны, в период премьерства Лазаренко становится первым заместителем главы ГАК "Хлеб Украины". В начале прошлого года Генпрокуратура возбудила против него уголовное дело по обвинению в хищении госсредств в особо крупных размерах, служебном подлоге и подделке документов. Пикантности этой ситуации добавляет заявление Миханива о том, что прокуратура требовала от него дать показания против бывшего шефа. Он должен был засвидетельствовать, что присутствовал при том, как экс-премьер заказывал убийства Щербаня и Гетьмана. Видимо, именно о Миханиве идет речь в письме Лазаренко, где он говорит, что к нему обращались с жалобами люди, подвергавшиеся психологическому давлению со стороны силовых структур за отказ "выдумывать свидетельства" против него.
Печерский райсуд Киева еще в прошлом году дважды отменял санкции прокурора на арест Миханива, но оба раза его арестовывали на пороге тюрьмы. После этого его решили перевести в житомирскую тюрьму — для надежности.
Киевский суд, сославшись на большой объем дела (больше 120 томов), в минувший понедельник перенес слушание на неопределенный срок. Но самое любопытное, что дело Миханина объединено с делом бывшего премьера. Адвокаты недоумевают: как прокуратура смогла определить степень вины их подзащитного без получения соответствующих показаний "калифорнийского узника".
Оппоненты Генпрокуратуры предлагают сделать выводы из сопоставления следующих дат: 18 августа — публикуется интервью Потебенько, в котором он называет Лазаренко заказчиком двух громких убийств; 3 сентября — откладывается слушание дела Миханива; уже на следующий день прокуратура соглашается с доводами депутатов и готова отозвать представление; 7 сентября — в калифорнийском суде назначено очередное слушание дела; 26 сентября — еще одно слушание этого же дела, которое, как предрекают наблюдатели, вполне может закончиться освобождением Лазаренко из-под стражи.

Чистая политика
Однако, помимо прочего, рвение Михаила Потебенько вновь и вновь прокручивать заезженную пластинку некоторые депутаты склонны объяснять сугубо политическими мотивами. В кулуарах на прошлой неделе обсуждалась сенсационная новость о том, что Потебенько предложили место в первой пятерке КПУ.
Мало кто сомневается, что Генпрокурор не останется на своем посту после парламентских выборов, зато никто не запрещает ему занять уже привычное депутатское кресло. Но не пойдет же он на выборы по списку некой олигархической партии, дружбу с которой ему давно приписывают злые языки. А вот с коммунистами у Генпрокурора уже давняя, не особо афишируемая, но и не скрываемая дружба: красные любят Потебенько за его позицию во время путча 91-го. Коммунисты дружно проголосовали за назначение Михаила Алексеевича, они же и провалили его отставку. Да вспомнить хотя бы историю с захватом офиса КПУ в марте прошлого года: с захватчиками обошлись очень жестко, отборные силы СБУ и милиции были брошены на поимку Александра Башука, которого прокуратура считает организатором захвата. Самый главный прокурор уделял этому чрезмерное внимание. В глазах неискушенного красного электората такая "дружба" выглядит совершенно бескорыстной. Пока же, как утверждают информированные источники, руководство КПУ толкует с будущим нардепом о списочном номере — четвертом или пятом. Ну а если этот вариант не пройдет в силу политической конъюнктуры, Потебенько может рассчитывать на полнейшую поддержку коммунистов в любом мажоритарном округе.