Трубный реверс. Кадровый аппарат Юрия Бойко возвращается в государственную газовую сферу
На прошлой неделе "Нафтогаз України" возглавил Евгений Бакулин, который долгие годы развивал газовый трубный бизнес на Луганщине — вотчине нового старого главы Минтопэнерго Юрия Бойко. На плечи г-на Бакулина ляжет нелегкая задача — восстановление финансовой стабильности компании, которая сейчас находится в предынфарктном состоянии. Не менее важным будет воплощение в жизнь всех бизнесовых планов профильного министра.
Половину своей жизни 53-летний Евгений Бакулин посвятил работе в нефтегазовой отрасли, поэтому его нынешнее назначение можно считать вполне логичным. Впрочем, при выборе кандидатуры на пост главы "Нафтогаза України" новая власть руководствовалась не столько опытом Евгения Николаевича, сколько рекомендациями Юрия Бойко, который знает его еще с конца 90-х годов прошлого столетия. Познакомились они на государственном ОАО "Лисичанскнефтеоргсинтез" (на то время владело Лисичанским НПЗ): г-н Бойко возглавлял это предприятие, а г-н Бакулин был главным инженером. Согласно официальной биографии обоих после того, как в 2000 г. компанию купила российская ТНК Виктора Вексельберга, Юрий Бойко ушел директорствовать на ГП "Укрвзрывпром", а Евгений Бакулин вообще остался без работы. Но источники "ДС" говорят, что как раз с тех пор деловые отношения между ними окрепли. В начале 2000-х Евгений Николаевич стал основным учредителем ООО "Лисичанскнефтеоргсинтез", которое разместилось на промышленной площадке вышеупомянутого Лисичанского НПЗ. Основной задачей этой компании стало обеспечение нефтяным сырьем Рубежанского трубного завода, использовавшего его для производства полиэтиленовых газовых труб. Управляющей компанией Рубежанского трубного был Торговый дом "Евротрубпласт", директора которого — Игоря Стрильца — Юрий Бойко (занимающий в 2003-2005 гг. должность главы "Нафтогаза України") в 2004 г. сделал заместителем начальника департамента экономики и ценовой политики НАК. Тогда же г-н Бойко посодействовал назначению г-на Бакулина на пост генерального директора ДК "Укргаздобыча", а в начале 2005 г. Евгений Николаевич вновь вернулся в нефтегазовый бизнес, возглавив рубежанскую "дочку" компании "Евротрубпласт" — "Евротрубпласт-Украина".
Пик карьерного роста г-на Бакулина пришелся на март 2007 г., когда Кабмин с подачи Юрия Бойко, руководившего Минтопэнерго, назначил его главой "Нафтогаза України". Решение Юрия Анатольевича вывести Евгения Николаевича из регионального трубного бизнеса понятно. Во-первых, к тому времени 25% уставного фонда Рубежанского трубного завода выкупил стратегический инвестор — основанная российским бизнесменом Мироном Гориловским группа "Полипластик", которая является одним из крупнейших производителей полимерных труб и композитов в Европе. Во-вторых, г-ну Бойко нужен был свой человек в НАК, который завершит начатое ранее перераспределение сфер влияния на региональные газоснабжающие компании (гор- и облгазы). Практика показала, что в своем выборе Юрий Бойко не ошибся: за считанные месяцы опосредованными учредителями дюжины гор- и облгазов стали оффшорные Porala Ventures Ltd, Nesiba Ventures Ltd, Krezer Holdings Ltd и Pasler Enterprises Ltd, не чуждые остававшемуся в опале при "оранжевых" основателю "РосУкрЭнерго" Дмитрию Фирташу.
Поэтому вполне возможно, что сейчас, вернувшись в "Нафтогаз", Евгений Бакулин продолжит воплощать в жизнь идею Дмитрия Васильевича о монополизации контроля над региональным газоснабжением страны. Не исключено, что в этой стратегии будет задействована и компания "Евротрубпласт", в 2007 г., по данным "ДС", активно скупавшая долги гор- и облгазов, над которыми впоследствии оформили контроль вышеупомянутые кипрские оффшорки. Рубежанский трубный завод, скорее всего, тоже не останется без работы, ведь ежегодно в рамках ремонтных кампаний "Нафтогаз" тратит десятки миллионов гривень на замену газовых трубопроводов.
Вместе с тем основной задачей Евгения Бакулина сейчас является восстановление финансовой платежеспособности вверенной ему НАК, балансирующей на грани банкротства. Для этого новоиспеченному главе в первую очередь необходимо договориться о реструктуризации задолженности госкомпании перед крупнейшим кредитором — Ощадбанком (долги составляют около 22 млрд грн.). По неофициальной информации, кредитору будет предложено обменять задолженность на негарантированные государством корпоративные облигации (что позволит "Нафтогазу" сократить затраты на обслуживание долга примерно на 300 млн грн. в год). Для г-на Бакулина стратегически важным будет получить согласие Кабмина на то, чтобы в текущем году как минимум не увеличивать на компанию налоговую нагрузку, которая в 2009 г. в сравнении с 2008 г. выросла на 60% — до 40 млрд грн. При этом он наверняка станет продвигать идею повышения цен на газ для коммунальной теплоэнергетики и населения, что позволит "Нафтогазу" выйти на рентабельный уровень работы, тогда как сейчас он получает от этой деятельности лишь убытки. В частности, предприятия теплоэнергетики приобретают голубое топливо примерно по 870 грн./тыс. куб. м, тогда как НАК закупает его у "Газпрома" по $305 за тыс. кубов (2,440 тыс. грн.).
В реализации вышеперечисленных задач Юрий Бойко будет оказывать Евгению Бакулину всяческое содействие. Ведь без финансового оздоровления "Нафтогаза України" зарубежные кредиторы (контролирующие более $1,6 млрд ее долгов, что составляет около 20% от общей суммы задолженности НАК) могут попросту заблокировать готовящуюся реорганизацию компании. Источники "ДС" поясняют, что речь идет о выведении "Укртрансгаза" из-под контроля "Нафтогаза" с последующим привлечением средств инвесторов (наиболее вероятным среди которых является "Газпром") в модернизацию украинской ГТС. Не исключено также, что новое руководство отечественного ТЭК в рамках финансового оздоровления НАК станет накачивать ее новыми активами. Возможно, за этот вопрос будет отвечать близкий Юрию Бойко Эдуард Швыдкый, которого источники "ДС" считают наиболее реальным претендентом на пост первого заместителя г-на Бакулина. По их словам, Эдуард Анатольевич, занимая аналогичную должность в 2007 г., вынашивал идею расформирования НАК "Надра України" и передачи ее наиболее ликвидных активов (в первую очередь лицензий на эксплуатацию нефтегазоносных месторождений) "дочкам" "Нафтогаза". Сейчас для реанимации этой идеи есть как минимум одно бесспорное основание: в 2009 г. "Нафтогаз України" в сравнении с 2008 г. сократил добычу нефти и газового конденсата более чем на 10% — до 3,5 млн т.