У одного из крупнейших потребителей металлолома в Украине — Донецкого электрометаллургического завода — появился новый хозяин. Им стал владелец российской группы "Мечел" Игорь Зюзин, выкупивший предприятие у консорциума "Альфа-групп" Михаила Фридмана. Такое развитие событий стало следствием финансовых трудностей, с которыми столкнулся бывший бенефициар донецкого предприятия россиянин Вадим Варшавский.
Об интересе российской металлургической группы "Мечел" к ЗАО "Донецкий электрометаллургический завод" (ДЭМЗ) стало известно еще в начале нынешнего года. Однако россияне не спешили говорить о поглощении предприятия как о неминуемом факте. Все встало на свои места на прошлой неделе. По итогам собрания акционеров, прошедшего 16 марта на Кипре, был полностью сменен состав наблюдательного совета ЗАО. Вместо Александра Бабикова (управляющий директор компании "А1", входящей в "Альфа-групп") его возглавил Виктор Зюзин, работавший до этого председателем совета директоров входящего в группу "Мечел" Белорецкого меткомбината (Башкортостан, Россия). Изменения были зафиксированы и в ревизионной комиссии. Вместо финансового директора ДЭМЗ Елены Купцовой ее новым председателем стал директор по экономике и финансам электросталеплавильного дивизиона "Мечела" Александр Генберг. Все указанные менеджеры вошли в контролирующие органы донецкого предприятия как представители нового акционера, владеющего 100% акций ДЭМЗ, — кипрской Daveze Limited. По информации "ДС", эта структура, выкупившая акции завода у голландской компании Milo Finance, имеет самое непосредственное отношение к генеральному директору и основному акционеру "Мечела" Игорю Зюзину. И именно он теперь будет определять дальнейшую судьбу предприятия.
Во сколько структурам г-на Зюзина обошлась покупка ДЭМЗ, достоверно неизвестно. Определенно можно сказать лишь, что выплаченная сумма была на порядок меньше той, которую в начале 2008 г. потратил на оформление контроля над ЗАО депутат Государственной думы РФ Вадим Варшавский. Как уже сообщала "ДС", г-н Варшавский, в сферу влияния которого входила российская электрометаллургическая группа "Эстар", выкупил почти за $1 млрд металлургический бизнес компании ISTIL Group британского бизнесмена пакистанского происхождения Мохаммада Захура. Основным активом, доступ к которому получил россиянин после этого, стал завод "ИСТИЛ (Украина)", впоследствии переименованный в ДЭМЗ. С помощью этого предприятия, хозяйство которого (дуговая сталеплавильная печь, вакууматор, установка печь-ковш и машина непрерывного литья заготовок производства итальянской компании Danieli,) позволяло ему выпускать порядка 1 млн т стали ежегодно, россиянин рассчитывал значительно нарастить свои доходы. Однако мировой финансовый кризис и обвал цен на рынке металла спутали ему все карты, в результате чего его группа "Эстар", накопившая более $1,5 млрд долгов, начала терять свои активы. Несколько предприятий г-на Варшавского в РФ (Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, Энгельсский трубный завод и ряд других) вошли в процедуру банкротства, а украинский актив и вовсе сменил владельца. Так, в середине прошлого года опосредованный контроль над 100% акций ДЭМЗ получил российский консорциум "Альфа-групп", входящий в который Альфа-банк ранее финансировал покупку донецкого завода г-ном Варшавским.
Одновременно с этим интерес к активам "Эстара" проявил "Мечел". Структуры Игоря Зюзина в 2009 г. получили от Вадима Варшавского в управление несколько российских предприятий, в том числе и Ростовский электрометаллургический завод. А после того как в конце прошлого года руководство А1 заявило о намерении избавиться от ДЭМЗ, г-на Зюзина стали считать главным претендентом на это предприятие. Правда, официально "Мечел" свой интерес к ЗАО не подтверждал, что можно объяснить его нежеланием лишний раз волновать своих кредиторов, которым компания Игоря Зюзина на конец минувшего года задолжала почти $5 млрд. Ведь активы, которые россиянин включил в свою орбиту за последнее время, можно назвать проблемными. И Донецкий электрометаллургический завод — не исключение. По информации Украинской ассоциации вторичных металлов, в 2009 г. в сравнении с 2008 г. предприятие почти в два раза сократило закупку металлолома — с 1,06 млн т до 537,9 тыс. т. Производство стали за этот период снизилось почти на 50% (до 528 тыс. т). А в нынешнем году, как указывают в промышленном объединении "Металлургпром", ДЭМЗ планирует символический рост производства — до 580 тыс. т стали, что не дает оснований говорить о получении им значительной прибыли.