На прошлой неделе начались выплаты вкладчикам банка "Украина": средства имели возможность получить как физические, так и юридические лица. Приближение же сроков выплат кредиторам повлекло за собой всплеск на рынке долговых обязательств агропромышленного банка.
Банки, получившие право на обслуживание долгов "Украины", перевыполнили планы. Несмотря на то, что начало выдачи денег ожидалось не ранее 10 июля, Приватбанк и "Аваль" приступили к ней с 5 числа. Более чем неожиданная новость, особенно на фоне того, что еще несколько недель назад НБУ заявил о неготовности реестров кредиторов банкрота.
Еще одной проблемой для начала выплат стала смена ликвидатора агробанка. Напомним, что НБУ принял решение об отстранении от ликвидационной процедуры "Украины" Агентства по вопросам банкротства, а новым ликвидатором был назначен замдиректора гендепартамента банковского надзора НБУ Константин Раевский. Толкований такого шага было множество, вплоть до обвинений в нарушении действующего законодательства. При этом обвинители исходили из того, что кредитор не имеет права быть ликвидатором банка. Правда, впоследствии юристы признали, что действия ведомства Владимира Стельмаха отвечают действующему законодательству. "Процесс ликвидации банковского учреждения регулируется Законом Украины "О банках и банковской деятельности". В соответствии с этим документом физическое лицо — служащий НБУ может быть ликвидатором, ограничения предусмотрены только в трех случаях: если он является связанным с банком лицом либо акционером банка, имеет судимость или обвиняется в уголовном преступлении, либо не выполнил своих обязательств перед любым другим банком. Таким образом, назначение Константина Раевского является правомочным, поскольку ликвидатором назначен служащий финучреждения, а не сам банк", — сказал "ДС" эксперт из Центра украинского законодательства Максим Рылик. Не исключено, что за сменой ликвидатора последуют расследования в отношении работы Агентства по вопросам банкротства по делу "Украины". Владимир Стельмах на прошлой неделе разразился обвинениями в отношении экс-ликвидатора. Он обвинил Агентство по вопросам банкротства во всевозможных злоупотреблениях: был приведен пример продажи небанковского имущества "Украины", когда автомобиль Volkswagen Passat выпуска 1997 г. с пробегом 87 тыс. км оценили в 7 тыс. грн., тогда как в соответствии со специально заказанной НБУ оценкой его реальная цена не менее $6,5 тыс. "Вот почему у агентства не получалось набрать ликвидационную массу", — резюмировал главный банкир.
Впрочем, недовольство работой старого ликвидатора сейчас считается не главной причиной, по которой Нацбанк принял решение о смене. Считается, что на этот шаг ведомство г-на Стельмаха подвигнула междоусобица банков, уполномоченных обслуживать выплаты "Украины". О проблемах во взаимоотношениях Приватбанка и АППБ "Аваль" заговорили после того, как днепропетровский банк подал судебный иск, чтобы оспорить результаты тендера на обслуживание физлиц — кредиторов "Украины", который выиграл "Аваль". Судя по всему, только дипломатические шаги, которые предпринял Нацбанк, привели к тому, что исковое заявление Приватбанка было отозвано. Выплаты разделили на две части. Банк "Аваль" выплачивает 184 млн грн. вкладчикам и другим физлицам — кредиторам банкрота, общее количество которых — 51 тыс. человек. Приватбанк наделили правом обслуживать выплаты юридическим лицам, признанным кредиторами первой очереди (общественные организации инвалидов и ветеранов, дома-интернаты и школы-интернаты для детей, Украинский фонд "Взаимопонимание и примирение"). Уже через неделю банкиры начали уверять, что конфликта как бы и не было. "Наш банк не имеет противоречий с Приватбанком — каждый выполняет свою функцию", — заявлял председатель правления АППБ "Аваль" Александр Деркач.
Кредиторы в результате так и не ощутили перипетий с разделением выплат между двумя банками: оба финучреждения имеют разветвленную филиальную сеть и могут качественно обслужить бывших клиентов банка "Украина". Вышеописанные события, которые предшествовали выплатам, повлияли прежде всего на рынок долговых обязательств Агропромышленного банка. Последнее время векселями "Украины" торгуют довольно активно. "В большинстве случаев речь идет о встречных претензиях относительно проведения взаимозачетов. Сначала ликвидатор начинает судебную работу с должниками банка-банкрота. В ответ дебиторы скупают долги "Украины" на рынке на аналогичную сумму, после чего выставляют ликвидатору купленные векселя на необходимую сумму", — рассказал "ДС" начальник управления банка "НРБ-Украина" Владислав Кравец. Правда, хватает на рынке и спекулянтов, которые активно скупают долги Агробанка. Его векселя за короткий срок стали одним из наиболее прибыльных инструментов на рынке: долги обанкротившегося финучреждения продаются с дисконтом 60–70%, что позволяет неплохо заработать.