На прошлой неделе вступили в силу "кризисные" правила размещения резервов для страховщиков жизни. Документ позволил лайфовым компаниям держать резервы в проблемных банках и нерейтинговых ценных бумагах, избавив их акционеров от дополнительных вливаний в капитал.
Изменения к правилам формирования резервов страховщиками жизни, утвержденные решением Госфинуслуг №576, расширили перечень ликвидных активов, используемых компаниями для инвестирования средств. Теперь они смогут вкладывать в банки до 100% суммы резервов. Верхняя планка при размещении денег на депозиты была повышена с 50 до 70% (но не более чем 20% в одно финучреждение), в банковские металлы — с 10 до 15%, на текущие счета — до 20%. "Повышение лимита по депозитам является очень важным. На данный момент такие инвестиции имеют оптимальный уровень соотношения ликвидности и доходности", — прокомментировал "ДС" нормативные новшества председатель правления ЧАО "Ренессанс Жизнь" Александр Козлов. Также были увеличены лимиты инвестирования в недвижимость (с 10 до 30%) и государственные облигации (с 50 до 80%). Однако наиболее ценным подарком для компаний стало согласие регулятора засчитывать в покрытие резервов часть средств в проблемных банках, потерявших инвестиционный рейтинг финучреждениях и в исключенных из обращения на фондовой бирже ценных бумагах. "Наиболее важными являются нормы об участии в размещении резервов депозитов и ценных бумаг после понижения их рейтинга, а также дебиторской задолженности банка перед страховщиком в размере 75% от балансовой стоимости. Это положение поможет многим компаниям, пострадавшим от финансового кризиса", — заверил "ДС" заместитель председателя правления АО "СК "Оранта-Жизнь" по операционной деятельности Тарас Андрощук. По данным Госфинуслуг, в настоящее время на депозитах банков с временной администрацией находится порядка 1 млрд грн., принадлежащих страховщикам. По оценкам экспертов, около четверти этих средств — деньги лайфовых СК. Кроме того, в условиях повального отзыва рейтингов коммерческих банков и массового исключения из листинга акций значительная часть средств страховщиков оказалась в финучреждениях, не соответствующих требованиям регулятора, и в неликвидных ценных бумагах. Если бы регулятор не пошел на попятную, акционерам компаний пришлось бы искать солидный капитал для увеличения резервов СК.
Еще одно позитивное новшество — это прописанные в документе нормы по размещению валютных резервов компаний. "Главное изменение состоит в том, что компаниям предоставлено право размещать в СКВ полный размер обязательств по валютным договорам (в пределах, не превышающих 70% общего лимита на депозиты). Это позитив, поскольку безопаснее и разумнее максимально снизить валютные риски, покрыв их в полной мере соответствующими активами", — отметил в разговоре с "ДС" Тарас Андрощук.
Однако некоторые проблемы, связанные с курсовыми колебаниями, все еще остаются нерешенными. "При заключении договоров, номинированных в долларах или евро, компании и клиенты вынуждены осуществлять ряд операций (внесение платежей, осуществление страховых выплат и выплат выкупных сумм) в национальной валюте. Такое требование приводит к серьезным потерям вследствие курсовых разниц. Ведь платежи, как и выплаты, осуществляются в национальной валюте по курсу НБУ, а покупка валюты в резерв, как и ее продажа, — по коммерческому. Другой до конца не решенной проблемой остается вопрос налогообложения курсовой разницы при колебаниях курса СКВ", — рассказала "ДС" председатель правления СК "Украинская страховая группа Жизнь" Оксана Голеншина.
Эксперты считают, что введенные регулятором послабления не ухудшат качество резервов лайфовых СК, а лишь легализуют сложившуюся структуру активов компаний и повысят их ликвидность. По прогнозам специалистов, большинство СК будут концентрировать резервы на текущих счетах и депозитах банков, а также увеличат вложения в государственные ценные бумаги.