Размер имеет значение. Юлия Тимошенко не согласилась на пять миллиардов Игоря Коломойского

Последняя государственная "голубая фишка" украинского химпрома вновь оказалась вне игры — попытка властей пристроить в частные руки Одесский припортовый завод на прошлой неделе завершилась неудачей. Больше всех этот факт разочаровал президента Объединенной еврейской общины Украины Игоря Коломойского, сделавшего все, чтобы ОПЗ достался ему "скромно и со вкусом".

Приватизация Одесского припортового завода, похоже, становится украинской национальной забавой. Начатый еще во времена Леонида Кучмы, процесс продолжает вносить смятение в души политиков и бизнесменов и веселить простых обывателей на закате правления Виктора Ющенко. Словно догадываясь об этом, в прошлый вторник власти организовали прямую трансляцию продажи государственного пакета акций ОПЗ и не прогадали — зрелище было запоминающимся.

Сначала люди увидели торги за акции, в которых участвовали три претендента: днепропетровское ООО "Нортима" совладельцев Приватбанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, сумское ООО "Фрунзе-флора" Константина Григоришина и ООО "Азот-Сервис" (Россия), небезразличное газовому монополисту "Газпрому". Начав торговаться за 99,57% акций ОПЗ, выставленных на продажу по стартовой цене 4 млрд грн., участники торгов вяло дошли до отметки 5 млрд грн., где последнее слово сказала "Нортима". После того как стало ясно, что это предложение уже никто не будет перебивать, конкурсная комиссия объявила перерыв и предложила представителям "Нортимы" остаться для подписания протокола заседания. Затем, посовещавшись, комиссия единогласно проголосовала за то, чтобы не признавать днепропетровскую компанию победителем, в результате чего конкурс был объявлен несостоявшимся. Глядя на то, как кардинально изменилось после этого выражение лица первого заместителя председателя правления Приватбанка Тимура Новикова (считается правой рукой Игоря Коломойского. — "ДС"), можно было понять, что "Приват" на такой исход явно не рассчитывал. А сделанные в тот же день господами Коломойским и Боголюбовым заявления (Геннадий Борисович предположил, что "Нортима" была "нежелательным покупателем", а Игорь Валерьевич заверил, что заставит Фонд госимущества подписать договор купли-продажи ОПЗ через суд) подтвердили, что несостоявшиеся покупатели затаили на власть большую обиду.

Днепропетровских миллиардеров можно понять: они провели огромную подготовительную работу, чтобы подобраться как можно ближе к ОПЗ и сбить цену на это стратегическое предприятие. Был ли частью этой работы указ Президента от 17 сентября, приостановивший действие распоряжения Кабинета Министров о включении госпакета акций Одесского припортового завода в список объектов для приватизации в 2009 г., достоверно неизвестно. Однако он явно сыграл на руку приватовцам, отпугнув от участия в конкурсе едва ли не главного претендента на ОПЗ — консорциум норвежской компании Yara, ливийской Libyan Investment Authority и польской Kulczyk Holding. А 22 сентября днепропетровцы уже самостоятельно лишили энтузиазма претендента номер 2 — российское ООО "Азот-Сервис", которое с прошлого года не скрывало своего почти маниакального желания приобрести вожделенный завод. Услугу "Привату" оказал Окружной административный суд Киева, который по иску ОАО "Днепразот", подконтрольного господам Коломойскому и Боголюбову, запретил ФГИУ допускать "Азот-Сервис" к участию в конкурсе (это определение потеряло силу только 2 октября. — "ДС").

Очевидно, что совокупность этих факторов и обеспечила "Привату" победу на конкурсе "малой кровью". Правда, судя по реакции на такой исход событий вдохновителя продажи ОПЗ Юлии Тимошенко и близкого к ней и. о. председателя ФГИУ Дмитрия Парфененко, от покупателей требовалось как раз не продешевить. Так, г-жа Тимошенко заявила, что "одна из мощных коррупционных, мафиозных групп Украины решила за бесценок купить Одесский припортовый", а г-н Парфененко одновременно с этим очертил сумму, которую власти ожидали выручить за предприятие, заработавшее за первое полугодие 2009 г. 38,3 млн грн. убытков при 972 млн грн. дохода, — не менее 8 млрд грн.

Что будет дальше с Одесским припортовым, пока не знает никто. Если "Приват" сдержит свое обещание и пойдет по судам, проведение нового конкурса по продаже акций ОПЗ может быть отложено на долгие годы. Впрочем, судов вполне может и не быть: даже если господа Коломойский и Боголюбов, завалив украинских судей чемоданами аргументов, добьются вынесения нужных вердиктов, то претворить их в жизнь, скорее всего, не решится ни одна из политических сил, претендующих на получение власти в стране. Если все произойдет именно так, то мы имеем шанс понаблюдать за стартом нового сезона украинской национальной забавы уже после президентских выборов.