Смена караула. Парламент меняет правила выполнения оборонной программы

Власть вплотную взялась за реформирование правил работы отечественного военно-промышленного комплекса. На прошлой неделе парламент в первом чтении утвердил предложенные правительством изменения в Закон "О государственном оборонном заказе". Новации призваны повысить эффективность расходования средств, выделяемых на "оборонку". Однако не решают главной проблемы — своевременности расчетов с производителями продукции для ВПК.

Пищеблок

Документ предусматривает несколько основных новаций. Прежде всего, это увеличение срока планирования государственного оборонного заказа с одного до двух лет. Благодаря этому предприятия, задействованные в производстве продукции для ВПК, получат возможность долгосрочного планирования, а государство сэкономит время и деньги на организационных процедурах. Кроме того, парламентарии согласились сократить перечень товаров, которые могут закупаться в рамках оборонного госзаказа. По ныне действующим правилам в него входит не только продукция прямого военного предназначения, но и другие товары, используемые Министерством обороны (горюче-смазочные материалы, лекарства, продукты питания, жилье для военнослужащих и т. д.). После того как вступят в силу новые правила, в рамках государственного оборонного заказа будет закупаться только продукция военного характера. Гражданские же товары Минобороны станет приобретать на стандартных условиях проведения госзакупок, действующих для других бюджетных организаций, т. е. с обязательным проведением тендеров по отбору поставщиков. Теоретически такое решение позволит сэкономить бюджетные средства. Сегодня желающих обеспечить армию продовольствием или горючим найдется немало, что позволит в условиях конкурса выбрать наиболее выгодное предложение, тогда как сейчас поставщика гражданских товаров для армии определяет непосредственно Министерство обороны.

Помимо прочего, законодательные новации обязывают уполномоченные органы заключать внешнеэкономические контракты исключительно на основе так называемых офсетных договоров. Они подразумевают, что государство (в данном случае — Украина) при закупках импортной военной техники вправе требовать от ее производителя определенных преференций — дополнительного сотрудничества с этим государством в военной сфере. Скажем, в этом году Украина закупила у Израиля беспилотный самолет-разведчик. Такие же машины выпускаются и в других странах, к примеру в США. И если бы на тот момент Киев настоял на заключении офсетного договора, играя на конкуренции Тель-Авива с Вашингтоном, можно было бы выторговать для себя, например, участие в израильской программе утилизации ракет и боеприпасов.

Согласно законопроекту виды компенсаций, а также порядок заключения офсетных договоров предприятиями "Укрспецэкспорта" с его иностранными контрагентами будет определять Кабмин. На сегодняшний день уже известен как минимум один параметр, при котором в Украине начнет действовать офсетная схема: если заказ импортной продукции оборонного предназначения превышает 1 млн евро.

Перловка вместо клистронов

Упомянутые нововведения призваны повысить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на оплату оборонного госзаказа. В то же время правительство оставило за рамками законодательных инициатив ряд других шероховатостей, которыми пестрит Закон "О государственном оборонном заказе". Главная из них — процедура перераспределения средств в рамках программы оборонного заказа.

Ежегодно стесненное в средствах Минобороны вынуждено расходовать часть денег, предназначенных для производства вооружения, на закупку продукции гражданского характера. К примеру, в этом году киевское предприятие "Генератор" в рамках программы оборонного заказа выполнило модернизацию нескольких десятков зенитно-ракетных комплексов. Но средства, которые предназначались для оплаты этой работы, во второй половине 2008 г. были перенаправлены за закупку продуктов питания для армии.

Несмотря на такое положение дел, власть не только не запретила перераспределение денег внутри госпрограммы оборонного заказа, но и фактически сняла с себя всяческую ответственность за ее выполнение. Так, действующими правилами предусмотрено: если заказчик приостанавливает или сокращает разработки и производство военной и спецтехники в рамках заключенного договора, он возмещает исполнителю работ убытки, включая ожидаемую и недополученную прибыль. Новые же правила попросту говорят о том, что "порядок разработки, освоения и приостановки выпуска продукции определяет Кабмин".