Закрой за мной газ. Правительство одержало первую победу в борьбе с газовыми посредниками
1 октября Хозяйственный суд Киева признал недействительными устав и государственную регистрацию ЗАО "Укргаз-энерго", а также принял решение о его ликвидации. Опальная компания сразу же заявила о намерении оспорить это решение, но шансов на успех у нее немного. Наличие газовых посредников в схеме поставок и распределения голубого топлива в Украине — вопрос, прежде всего, политический. О неприятии такой схемы уже давно устами Юлии Тимошенко говорит украинское правительство, а главное — к ней постепенно теряют интерес и в Москве.
Инициатором ликвидации ЗАО "Укргаз-энерго" выступил владелец 50% ее акций — НАК "Нафтогаз України". Первый шаг в этом направлении был сделан еще в январе 2008 г. Тогда компания Олега Дубины обратилась в Кабмин с просьбой отменить собственное распоряжение от 24 января 2006 г., которым было согласовано создание "Укргаз-энерго". Правительство удовлетворило эту просьбу 6 февраля, а уже через несколько недель "Нафтогаз" подал судебный иск с требованием ликвидировать эту компанию. Тем не менее тогда производство по этому делу было приостановлено. По официальной версии, причиной такого решения была необходимость привлечения к судебному процессу собственника оставшихся 50% акций — "РосУкрЭнерго", а также ее соучредителя АО "Газпром". В действительности же тайм-аут в рассмотрении дела был взят потому, что ЗАО "Укргаз-энерго" оспорило в Окружном административном суде столицы правительственное решение от 6 февраля: об отмене нормативов, регулировавших его деятельность. Судя по тому, что сейчас представители Фемиды вынесли решение о ликвидации компании, этот судебный процесс она проиграла.
На первый взгляд, для того чтобы "Укргаз-энерго" ушло в небытие, остается выполнить всего лишь несколько технических мероприятий: создать ликвидационную комиссию, которая обязана опубликовать объявление о ликвидации предприятия (в течение двух месяцев с этого момента принимаются претензии кредиторов), провести инвентаризацию имущества, организовать его оценку, после чего рассчитаться с кредиторами, составить ликвидационный баланс и подать документы на исключение предприятия из государственного реестра субъектов хозяйствования. Учитывая рвение "Нафтогаза" побыстрее избавиться от надоевшего всем посредника, все вышеперечисленные задачи могли бы быть выполнены максимум за полгода. Однако в действительности такая оперативность маловероятна из-за нескольких обстоятельств.
Во-первых, у "Нафтогаза" уже сейчас появились проблемы с созданием ликвидационной комиссии. Как говорят осведомленные источники, компания Олега Дубины планировала сформировать ликвидкомиссию из трех человек, которые так или иначе представляют ее интересы, и утвердить состав решением суда. Однако судьи отказались удовлетворить это требование, посчитав, что в комиссии должны быть представлены интересы всех учредителей "Укргаз-энерго", в том числе и "РосУкрЭнерго": ведь она займется финансовыми вопросами (наделена правом взыскивать дебиторскую задолженность ликвидируемого предприятия, а также не признавать его долги). И если бы этот орган был сформирован только из представителей "Нафтогаза", то они легко могли бы, к примеру, не признать долг "Укргаз-энерго" перед "РосУкрЭнерго", который, по оценкам последней, составляет порядка $150 млн, а также "забыть" взыскать с "Газа Украины" порядка 630 млн грн., которые компания должна "Укргаз-энерго".
Во-вторых, ЗАО "Укргаз-энерго" собралось оспорить решение о своей ликвидации в вышестоящей инстанции. Такой расклад наталкивает на один вывод: оперативная ликвидация компании возможна лишь в том случае, если на это согласится "РосУкрЭнерго", мнение которой в свою очередь формируется "Газпромом". Скорее всего, российский газовый монополист скажет свое веское слово, когда станут известны итоги переговоров об условиях поставок и распределения газа в Украине в следующем году. Пока ситуация выглядит так, будто в Москве вовсе не против ликвидации посредников. "С 1 января 2009 года мы переходим к прямым долгосрочным отношениям между "Нафтогазом" и "Газпромом", — сообщила премьер Юлия Тимошенко 2 октября, после встречи с российским коллегой Владимиром Путиным.