Пилот без комплексов. Владимир Ткаченко продолжит зарабатывать на государственной военной авиационной технике
Днепропетровское ЗАО "Украинские вертолеты" снова становится крупнейшим отечественным частным оператором государственных авиамашин. Его статус закреплен двумя судебными решениями. Первым был снят арест с шестнадцати вертолетов Ми-8МТ, принадлежащих Министерству обороны. Вторым — узаконена аренда этих аппаратов днепропетровской компанией.
"Украинские вертолеты" эксплуатируют Ми-8МТ еще с июня 2003 г. Тогда между ЗАО и военной частью А0105 был заключен договор аренды шестнадцати этих авиамашин сроком на четыре года (до июня 2007 г.). Летом прошлого года стороны подписали дополнительное соглашение к договору, которым "УВ" был продлен срок аренды Ми-8МТ еще на четыре года. Тем не менее в сентябре 2007 г. Минобороны, которым тогда руководил Анатолий Гриценко, потребовало в суде признать допсоглашение недействительным, а в качестве обеспечительной меры попросило Фемиду наложить арест на передвижение воздушных судов. При этом г-н Гриценко уволил командующего Сухопутными войсками Валерия Фролова, который утвердил пролонгацию аренды, а Военная служба правопорядка начала дознание в рамках уголовного дела, возбужденного по факту халатного отношения должностных лиц военной части А0105 к службе.
Свою инициативу в Минобороны объясняли просто: "Украинские вертолеты" на спорных условиях активно эксплуатируют государственную авиацию, а военные не контролируют этот процесс. По данным министерства, последние несколько лет ЗАО использовало Ми-8МТ для пассажирских и грузоперевозок, для геодезической и гидрографической съемок, при проведении спасательных работ по всему миру. Как результат, до последнего времени две машины находились на Гаити (работали в рамках одной из программ ООН), одна — в Уганде и еще восемь — в Турции (на ликвидации стихийного бедствия).
То, что Минобороны не владеет вообще никакой информацией о физическом состоянии машин, очень неприятно. Особенно если учесть, что в случае начала военных действий Ми-8МТ должны быть немедленно возвращены на место приписки. "Эта компания не имеет ни одного собственного воздушного судна. При этом ЗАО является самым мощным вертолетным предприятием в Украине. Этот статус она имеет только за счет того, что эксплуатирует наши машины", — пояснил "ДС" один из сотрудников Минобороны.
Проникшись позицией военных, Хозяйственный суд Киева осенью 2007 г. постановил арестовать воздушные суда. В конце прошлого года это решение подтвердил Киевский апелляционный хозуд. Когда Минобороны возглавил Юрий Ехануров, бои с "Украинскими вертолетами" ожесточились. К примеру, в начале 2008 г. Юрий Иванович (через обращение в Министерство иностранных дел Украины) спровоцировал задержание Интерполом восьми машин в турецком аэропорту Измир. Тем не менее недавно компании Владимира Ткаченко удалось восстановить статус-кво. Во-первых, 7 февраля Высший хозяйственный суд отменил арест Ми-8МТ. Во-вторых, 12 февраля Киевский апелляционный суд отказался удовлетворить требование Минобороны признать недействительным допсоглашение о продлении срока аренды военных машин.
Теоретически Минобороны может попытаться восстановить статус-кво по этим двум процессам в высших судебных инстанциях. Однако подчиненные Юрия Еханурова весьма скептически относятся к такой возможности. "Дальнейшая стратегия на 100% зависит от министра обороны. Пока он не принял на этот счет никакого решения. Он проводит консультации. Вероятно, и с ЗАО "Украинские вертолеты", — сообщил "ДС" заместитель директора юридического департамента Минобороны Геннадий Куцак. У Юрия Ивановича действительно есть повод для консультаций. Еще до вышеуказанных решений судов в Минобороны поступило письмо из Генпрокуратуры, из контекста которого следовало, что перед тем как разорвать договор эксплуатации Ми-8МТ с "Украинскими вертолетами", следует дождаться итогов уголовного дела против подписавших контракт со стороны военных лиц, возбужденного еще при Анатолии Гриценко. В то же время Секретариат Президента уведомил г-на Еханурова о необходимости "способствовать скорейшему разблокированию ситуации и отмене ограничений, установленных Интерполом.
Такая забота Генпрокуратуры и Секретариата о судьбе компании Владимира Ткаченко вызывает удивление. Особенно если учесть, что, по данным Минобороны, это днепропетровское предприятие арендовало Ми-8МТ по тарифам, которые в семь раз ниже рыночных расценок. Тем не менее в ЗАО находят весьма простое объяснение опеке влиятельнейших чиновников. "Мы являемся аккредитованным перевозчиком ООН. Разрыв допсоглашения об аренде вертолетов срывал международные контракты, что вызывало озабоченность ООН и повлекло за собой их письменное обращение в Секретариат Президента Украины. В связи с этим там было проведено совещание, по итогам которого Минобороны было рекомендовано отменить блокирование работы нашей компании", — рассказал "ДС" представитель "Украинских вертолетов". По его словам, за пять лет аренды боевых машин его компания инвестировала в арендуемые Ми-8МТ свыше 50 млн грн. Теперь они оснащены современным пилотажно-навигационным оборудованием, обеспечивающим полеты в ночных и сложных метеорологических условиях. При этом собеседник "ДС" отметил, что сегодня ЗАО ежемесячно платит немногим более 300 тыс. грн. в месяц за эксплуатацию одиннадцати машин. Остальные пять, по его данным, находятся на капитальном ремонте, поэтому, согласно условиям договора аренды, "УВ" освобождены от платы за их эксплуатацию.
Ежемесячная сумма, которой частные вертолетчики оплачивают использование государственного Ми-8МТ, представляется весьма невысокой (менее 30 тыс. грн. за каждый геликоптер, тогда как такая машина стоит не менее полумиллиона долларов даже после нескольких лет эксплуатации). Но факт остается фактом: благодаря уважению Секретариата Президента к ООН "Украинские вертолеты" без малейших препятствий могут продолжать зарабатывать деньги на государственной спецтехнике. К примеру, за оказанные авиационные услуги в 2006 г. на счета компании поступило свыше $10 млн. Крупнейший акционер "Украинских вертолетов" — председатель правления компании Владимир Ткаченко, который широкой общественности ничем не известен. Поэтому можно предположить, что высокопоставленные чиновники проникаются проблемами винтокрылых машин в силу каких-то глубоко личных причин.