Страшная сказка. Умеренные шаги в фискальной политике в устах премьера приобретают угрожающий характер
На прошлой неделе премьер-министр Юлия Тимошенко огорошила деловые круги заявлением, что правительство разрешило фискальным органам не выполнять постановления судов, которые противоречат действующему законодательству. И уточнила, что речь идет о решениях, освобождающих предприятия от уплаты налогов. Это сообщение настолько всколыхнуло общественность, усмотревшую в происходящем открытое попрание основных гражданских прав и свобод, что подчиненным главы Кабмина пришлось в срочном порядке пояснять, что же именно хотела сказать их шеф в пламенной речи. Последние события наводят на мысль, что Юлия Владимировна, похоже, и сама еще не определилась, что ей важнее — прослыть непримиримой поборницей жесткой фискальной политики или либеральным к бизнесу премьером.
Сенсации не вышло
В последние год-два судебные схемы уклонения от уплаты налогов приобрели особую популярность, поскольку позволяли раз и навсегда избавиться от претензий фискалов по поводу полноты расчетов с бюджетом. Именно это обстоятельство и возмутило премьера. "Суды фактически пишут свои законы. Выносимые ими решения, по мнению экспертов, являются незаконными и просто крышуют движение товаров без налогообложения. Чтобы защитить наши органы, которые обязаны взимать налоги, мы приняли постановление, разрешающее им не выполнять заведомо неправомерные решения", — заявила Юлия Тимошенко, комментируя распоряжение Кабмина "О некоторых вопросах деятельности контролирующих органов". Чуть позже министр финансов Виктор Пинзеник уточнил, что в действительности документ не так страшен и всего лишь предписывает фискалам добиваться в судах высших инстанций отмены ранее вынесенных судебных решений, которые освобождают предприятия от уплаты налогов на основании законодательных норм, действие которых прекращено либо приостановлено. Чтобы окончательно успокоить разволновавшуюся общественность (ведущие юристы страны уже начали пророчить массовые обращения в международные судебные инстанции по поводу творящегося беззакония), свои разъяснения сути принятого норматива пришлось дать и Минюсту. Как заявила заместитель министра юстиции Инна Емельянова, невыполнение решений Фемиды, о котором говорила премьер, на самом деле означает их оспаривание в судах высших инстанций.
В первую очередь это касается решений, полученных предприятиями СЭЗ. Вооружившись ими, те фактически восстановили для себя возможность пользоваться уже не существующими льготами и снова наладить безналоговый ввоз в страну товаров (прежде всего мясопродуктов). Также на этом поприще преуспели "упрощенцы" и нефтетрейдеры, с помощью судов добившиеся права не платить ввозной НДС при импорте. "К примеру, Гостаможня часто сталкивается с ситуациями, когда суды выносят решения, обязывающие таможенников при любых обстоятельствах принимать векселя в качестве уплаты НДС при таможенном оформлении импорта. Также в последнее время активизировались дельцы, импортирующие в страну автомобили. Они используют схему, когда суд постановляет не взыскивать таможенные платежи с автомобиля, купленного за границей инвалидом. Теперь в страну хлынул поток машин, приобретаемых якобы такими людьми. По решению судов эти авто не облагаются пошлинами", — рассказала "ДС" руководитель пресс-службы ГТСУ Светлана Судак.
В ГНАУ приводят пример решений одесских судов об освобождении от уплаты налогов и сборов при импорте субъектов хозяйствования, работающих на едином налоге. За прошлый год группа таких фирмочек, получивших индульгенции от местных служителей Фемиды, ввезла в страну ширпотреба на несколько миллиардов гривень. Основанием для освобождения от уплаты НДС для судей стал тот факт, что фирма работает на едином налоге, а потому не обязана платить ввозной НДС. При этом, вынося решение в пользу предпринимателя, суд не учел то обстоятельство, что субъект хозяйствования существенно превышает лимиты годового оборота, установленного для упрощенцев, а значит, в обязательном порядке должен был зарегистрироваться плательщиком НДС.
Но игнорировать судебные постановления, какими бы спорными они не казались, чиновники не могут. Адвокат, партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Максим Копейчиков указывает, что статья 124 Конституции предписывает неукоснительно выполнять все решения судов. Таким образом, чиновники могут только пытаться оспорить их в высших инстанциях. И в ГНАУ, и в Гостаможне рассказывают о том, что и без правительственных указаний пытались бороться с судебными постановлениями, прикрывающими банальное уклонение от уплаты налогов. Однако попытки оспорить их в судах высшей инстанции часто проваливаются. "Согласно законодательству госорганы, в том числе ГНАУ и Гостаможня, могут в течение месяца оспорить вердикт судов первой инстанции. Решение Фемиды вступает в силу через месяц после вынесения при условии, что оно не было оспорено. Что касается апелляционных судов, то их постановления должны исполняться сразу же после вынесения и даже в том случае, если были оспорены в судах высшей инстанции", — поясняет адвокат адвокатской фирмы "Паритет" Сергей Ефимов. Таким образом, тяжба, затеянная госорганами, лишь отодвигает неизбежное на несколько месяцев.
Неуловимые судьи
Вторая часть "плана Тимошенко" состоит в том, чтобы собрать данные о судьях, которые регулярно позволяют себе выносить некорректные с точки зрения закона решения. Соответствующая информация позволит Министерству юстиции поднять вопрос о дисциплинарных мерах по отношению к ним. Премьер уже направила письмо в Гостаможслужбу и ГНАУ с просьбой передать правительству постановления, в которых фигурируют эти ведомства и которые противоречат действующим законам. Изучив их, Минюст сможет составить перечень недобросовестных судей.
Впрочем, в самом министерстве шансы на успех кампании по выявлению коррупционеров среди служителей Фемиды оценивают скептически. Нынешнее законодательство делает их практически безнаказанными. Дисциплинарное взыскание по отношению к судьям может выноситься только в течение шести месяцев после совершения ими проступка, а сместить их с должности весьма проблематично. Согласно Закону "О порядке избрания на должность и освобождения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины" процедура освобождения от должности предполагает участие в процессе слишком многих органов. Для начала квалификационная комиссия территориального управления судебной администрации либо председатель специализированного суда должен сделать представление в Высший Совет юстиции, который его рассматривает и делает представление в профильный комитет Верховной Рады. После принятия решения "по сути" в комитете вопрос об освобождении выносится на голосование депутатов.
"В законодательстве сильно размыты основания для привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Также сейчас есть проблемы и в части сроков привлечения", — говорит г-жа Емельянова. По ее словам, исправить ситуацию должен пакет законопроектов, подготовленный Минюстом. Документы призваны усовершенствовать механизм привлечения служителей Фемиды к ответственности и предполагают, в частности, введение института дисциплинарных инспекторов, которым передадут часть полномочий квалификационных комиссий. Набирать штат инспекторов обещают из авторитетных судей в отставке. Но в любом случае операция по очистке судейского корпуса от коррупционеров невозможна без привлечения Верховной Рады. В условиях шаткого большинства в парламенте шансы на ее успехи минимальны. И кампания, начатая Кабмином, рискует запомниться, как много шума из ничего.
Цена женских обещаний
К слову, громкие заявления и весьма умеренные действия в последнее время становятся новым почерком леди Ю на поприще проведения фискальной политики. Например, еще пару недель назад премьер во всеуслышание заявила о поставленной перед таможенниками и налоговиками задаче вдвое увеличить поступления в казну. В случае ее невыполнения руководство ведомств может поплатиться своими должностями. Деловые круги восприняли услышанное как благословение фискалов на масштабные проверки предприятий крупного бизнеса. Однако в действительности, согласно плану Минфина, в январе налоговая должна собрать всего на 16,3% больше, чем в прошлом году (тогда как бюджет-2008 предполагает рост доходов более чем на 35%). Эксперты считают такое задание вполне реалистичным, но оно идет вразрез с теми мессиджами, которые периодически посылает бизнесу Юлия Владимировна. Как шутят некоторые острословы, премьер уже научилась контролировать свои действия, но еще не совсем умеет справляться со своим темпераментом. Скептики добавляют, чтобы укрепить свой авторитет, г-жа Тимошенко будет действовать очень осторожно, хотя и не станет спускать на тормозах начатую борьбу с оптимизаторами и тем самым ставить под угрозу интересы казны. На этой неделе руководители ГТСУ и ГНАУ должны представить главе Кабмина отчеты об итогах борьбы с коррупцией в своих ведомствах и предложить план действий по двукратному наращиванию налоговых сборов. Из того, что именно из озвученного поддержит Юлия Тимошенко, можно будет сделать первые выводы о том, удастся ли ей не повторить ошибок прошлого премьерства.