Сострадание к живому. Валентина Семенюк подарила Александру Котлярову и Владимиру Щербаню Конотопский электромеханический завод
12 ноября суд признал банкротом производителя горношахтного оборудования — Конотопский электромеханический завод (КЭМЗ). Владимиру Щербаню и Александру Котлярову такое решение Фемиды гарантирует спокойный сон: теперь государство уже не сможет оспорить вывод имущественных активов КЭМЗ в дружественное сумским бизнесменам ООО "НПО "Красный металлист".
В августе 2001 г. тогдашний губернатор Сумской области Владимир Щербань распорядился разделить государственный Конотопский электромеханический завод "Красный металлист" на три самостоятельных единицы: ОАО "НИИ "Автоматуглерудпром", ОАО "Красный металлист" и ОАО "Конотопский электромеханический завод". Очевидно, Владимир Петрович считал, что его инициатива позволит хотя бы частично возродить производство на загибающемся предприятии. В период разделения КЭМЗ был определен правопреемником всех его долгов и обязательств, а ОАО "Красный металлист" осталось "чистым". Немного позже г-н Щербань купил именно этот актив.
Для государственных КЭМЗа и "Автоматуглерудпрома" выделение в отдельные структурные единицы стало смертным приговором. К примеру, "Автоматуглерудпром", специализирующийся на разработке средств автоматизации и приборов, систем безопасности для угольной и горнорудной промышленности, одним махом остался без заказов, которые размещал на нем КЭМЗ, поскольку тот остался без денег. В результате новообразованные предприятия начали катастрофическими темпами наращивать кредиторку. Окончательно Конотопский электромеханический завод добил низкий уровень платежеспособности его основных потребителей — угледобывающих шахт. Он привел к тому, что в 2003–2004 гг. производственные мощности ОАО были задействованы лишь на 10%. В итоге в октябре 2005 г. Пенсионный фонд, которому КЭМЗ задолжал 5,54 млн грн., инициировал его банкротство.
К тому времени в стране сменилась власть, и Владимир Щербань, уехав в США, полностью утратил контроль над конотопским бизнесом. На период изгнания опального губернатора бразды правления КЭМЗом принял его бизнес-партнер — бывший лидер конотопских эсдеков Александр Котляров, ставший после оранжевой революции пламенным социалистом. На тот период Александр Константинович являлся директором и председателем правления "Красного металлиста". Сведущие люди говорят, что сохранению бизнеса г-на Щербаня благоприятствовал также однопартиец г-на Котлярова, почетный президент концерна "Укрросметалл" (специализируется на производстве насосного и компрессорного оборудования, в том числе и для шахт) Григорий Дашутин.
Надо признать, что в отсутствие сумского губернатора его компаньоны весьма удачно удерживали контроль над Конотопским заводом. В декабре 2006 г. суд утвердил реестр кредиторов предприятия. Помимо Пенсионного фонда, налоговой, Центра занятости, Соцстраха, ООО "Энергоресурс", "Автоматуглерудпрома", ОАО "Аваль" и пр., суммарные требования которых немного перевалили за 12 млн грн., в реестр попал "Красный металлист" (43,2 млн грн.). Злые языки сообщают, что размер денежных требований этого предприятия к КЭМЗу был завышен как минимум на четверть. По их утверждению, 10,93 млн грн. из заявленных к возмещению 43,2 млн вообще никакими документами подтверждены не были. Тем не менее такой расклад позволил "Красному металлисту" возглавить комитет кредиторов и инициировать утверждение судом нового арбитражного управляющего — Александра Спицкого, который будучи первым заместителем секретаря конотопской городской организации СДПУ(о), естественно, неплохо знаком с Александром Котляровым. Имущество должника в ходе банкротства также досталось "Красному металлисту".
Любопытно, что ходу этого судебного процесса не препятствовал ни КЭМЗ, сообщивший, что "в вопросе принятия решения полагается на усмотрение суда", ни Фонд гос-имущества (владелец 100% акций завода), который уведомил Фемиду о том, что это предприятие "не учитывается в реестре корпоративных прав государства". Странная позиция Валентины Семенюк привела к тому, что в сентябре 2007 г. права собственности на КЭМЗ, как уже писала "ДС", были переоформлены на столичную компанию ООО "Научно-производственное объединение "Красный металлист", которое входит в сферу влияния сумских бизнесменов.