Запорожский завод ферросплавов, подконтрольный совладельцу Приватбанка Игорю Коломойскому, хочет взыскать 83 млн грн. долга с энергогенерирующей компании "Днепрэнерго", которая недавно получила от структур Рината Ахметова почти 1 млрд грн. на погашение своей кредиторки. Пока все идет к тому, что вожделенных денег ферросплавщики не получат никогда.
Борьба владельца футбольного клуба "Днепр" Игоря Коломойского за взыскание долга в сумме 83 млн грн. с крупнейшей в Украине энергогенерирующей компании "Днепрэнерго" (Запорожье), которая с недавних пор закрепилась в орбите собственника донецкого ФК "Шахтер" Рината Ахметова, близится к завершению. Как стало известно "ДС", в конце октября Хозяйственный суд Запорожской области по иску "Днепрэнерго" признал требования ЗФЗ, подконтрольного г-ну Коломойскому, не подлежащими исполнению. В ноябре завод оспорил это решение в апелляционной инстанции, однако его шансы на победу можно считать ничтожно малыми. Дело в том, что энергетики, борясь с ферросплавщиками, фактически защищают интересы самого богатого человека Украины Рината Ахметова, компании которого недавно решили выделить 1,05 млрд грн. на погашение кредиторской задолженности "Днепрэнерго" в обмен на наращивание своей доли в его уставном капитале.
История спора между ЗФЗ и "Днепрэнерго" уходит корнями в 2001 г., когда ферросплавный завод находился под совместным контролем российского предпринимателя Константина Григоришина и владельцев футбольного клуба "Динамо" (Киев) Григория и Игоря Суркисов, а запорожская энергокомпания считалась вотчиной Виктора Пинчука — зятя тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы. В феврале 2001 г. ферросплавщики предъявили к оплате энергетикам 83 векселя номинальной стоимостью 1 млн грн. каждый, а после отказа их погасить добились открытия исполнительного производства. Однако оперативно взыскать долг не удалось. В декабре 2001 г. Хозяйственный суд дал старт процедуре банкротства ОАО "Днепрэнерго" по иску украинско-швейцарской компании "Бари" (в то время ее было принято относить к сфере влияния владельца банка "Финансы и Кредит" Константина Жеваго и тогдашнего главы "Нафтогаза України" Игоря Бакая) и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Правда, в мае 2002 г. тот же суд принял решение оставить заявление "Бари" без рассмотрения, но несмотря на это, 4 июня 2002 г. стартовал прием заявок от кредиторов, который завершился в течение месяца. ЗФЗ в этот срок заявление не подал, дождавшись вердикта Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда, который в сентябре 2002 г. восстановил "Бари" в правах инициирующего кредитора и возобновил дело о банкротстве энергокомпании. После этого, в декабре 2002 г. (на тот момент запорожское предприятие уже перешло под контроль Игоря Коломойского, выкупившего в нем долю Константина Григоришина), ЗФЗ официально заявил о желании войти в реестр требований кредиторов должника.
Однако дальше ферросплавщиков ждали неприятные новости. В январе 2003 г. Запорожский хозсуд признал прием заявок от кредиторов "Днепрэнерго", который прошел летом 2002 г., законным и в сентябре утвердил реестр требований к энергетикам на общую сумму 1,4 млрд грн. В нем, разумеется, ЗФЗ уже не оказалось, поскольку требования кредиторов, вовремя не предъявленные к должнику в ходе банкротства, в соответствии с украинским законодательством, считаются погашенными. Не согласившись с таким поворотом событий, ферросплавщики затеяли с энергокомпанией судебную тяжбу за право взыскать с нее вожделенную многомиллионную сумму. Разбирательства затянулись на несколько лет и продолжались с переменным успехом, пока энергогенерирующий гигант не стал объектом пристального внимания Рината Ахметова. Как уже сообщала "ДС", в декабре 2006 г. был объявлен конкурс по отбору инвесторов в ходе санации "Днепрэнерго", победителями которого близкий к Ринату Леонидовичу комитет кредиторов ОАО признал его же компании — "Павлоградуголь" и шахту "Комсомолец Донбасса". В октябре 2007 г. суд утвердил мировое соглашение, одобрив присоединение созданного этими двумя компаниями ООО "Инвестиционное общество" к "Днепрэнерго", по итогам которого энергетики получили 1,05 млрд грн. для расчета с реестровыми кредиторами (на середину сентября их требования к должнику составляли 955 млн грн.), а "Павлоградуголь" и "Комсомолец Донбасса" — право выкупить дополнительную эмиссию акций энергогенерирующей компании на сумму 51 млн грн., что позволяет им приобрести 34,2%-ную долю в уставном капитале ОАО. В совокупности с имеющимися у структур г-на Ахметова акциями это обеспечивает Ринату Леонидовичу по итогам допэмиссии контроль над более чем 40% акций "Днепрэнерго" (так называемый малый контрольный пакет).
Судя по всему, масштабы действий хозяина Донбасса сильно вдохновили энергетиков — в мае этого года Высший хозяйственный суд принял решение о непризнании ЗФЗ реестровым кредитором энергокомпании, а в конце октября энергетики вообще выбили у завода Игоря Коломойского почву из-под ног, добившись признания требований на сумму 83 млн грн. к "Днепрэнерго" не подлежащими исполнению. Если ферросплавщики проиграют это дело, они фактически могут поставить крест на попытках вернуть старый долг, поскольку в этом случае злополучные векселя станут просроченными и их ценность будет равна нулю. Судя по победной поступи, с которой днепропетровская генерация идет к поставленным ее акционерами целям, так оно и произойдет.