Молочные хозяйства стали заложниками собственной жадности — установленные ими цены на сырье оказались настолько высокими, что его переработка утратила всякий смысл. Только в октябре продажи резко подорожавшей молочной продукции сократились на треть, что вынудило заводы задуматься о целесообразности дальнейших сырьевых войн. Первые попытки производителей выработать общую ценовую политику уже дали результат — среднерыночная стоимость молока снизилась до 2 грн./л.
Цены прокисли
На отечественном молочном рынке, который в течение последнего года не уставал демонстрировать все новые и новые ценовые рекорды, наметилась тенденция удешевления сырья. Профильная ассоциация "Укрмолпром" прогнозирует, что уже к концу года стоимость молока снизится на 10–15%. Переработчики констатируют, что процесс отката цен уже идет полным ходом. "Если в разгар ценовых войн несколько месяцев назад большинство хозяйств за литр молока просили до 3 грн., то сейчас готовы продавать его по 2 грн./л", — говорит коммерческий директор компании "Галичина" Иван Саломатин. Стоит отметить, что сам факт снижения цен накануне зимы парадоксален, так как для этого времени года характерно сезонное сокращение предложения на рынке. Впрочем, эксперты и не скрывают, что хозяйства устроили "распродажу" не по доброй воле.
В "Укрмолпроме" утверждают, что фермеры вынуждены были пойти на снижение цен после того, так переработчики сократили закупки молока. Дело в том, что после рекордного удорожания сырья и не менее динамичного роста стоимости готовой продукции продажи у большинства предприятий резко снизились. В профильной ассоциации констатируют, что в октябре сокращение объемов реализации молокопродуктов в стране составило не менее 30%. Причем в первую очередь пострадали продажи в низком ценовом сегменте, к примеру, пастеризованного молока и кефира в пленке, где доля сырья в себестоимости продукта составляет 60–70%.
Чтобы притормозить спад, производители массово ринулись развивать более высокорентабельные ниши. Нынешней осенью практически все ведущие компании представили новинки "с добавленной ценностью" — витаминизированные йогурты, напитки, обогащенные различными кисломолочными культурами, и пр. Но, учитывая стоимость подобных "полезностей" — от 3,5 грн. за 200-граммовую упаковку, понятно, что компенсировать спад продаж массового товара они вряд ли помогут.
Поубавился пыл и у производителей сыров, которых допустили к российскому рынку. Так как молочная продукция в РФ в последние месяцы дорожала еще динамичнее, чем в Украине, переработчики могли себе позволить платить за сырье любые деньги. Но недавно российское правительство заморозило цены на продовольственном рынке до начала 2008 г., что поставило под сомнение выгодность поставок в соседнюю страну нашего сыра, произведенного из поистине "золотого" молока. Наметилась тенденция снижения цен и на мировом рынке. В частности, на 10–15% подешевели сухое молоко и казеин. Перечисленные факты сократили потребности украинских переработчиков в сырье на 20–25%, что сбалансировало спрос и предложение и позволило производителям не только торговаться с хозяйствами, но и диктовать им свои условия.
Молочный сговор
Производители молочной продукции утверждают: чтобы сохранить рентабельность бизнеса на приемлемом уровне (не менее 10%), им нужно закупать сырье не дороже 1,7–1,8 грн./л.
Вполне возможно, что вскоре рынок вернется к этому ценовому уровню. Ведь, как считает директор департамента закупок группы компаний "Клуб сыра" Дмитрий Чаусов, недавнее подорожание было связано скорее с попыткой посредников искусственно разогреть рынок и заработать как можно больше, нежели с объективными факторами. "Механизм этой "игры на повышение" выглядит следующим образом: трейдер формирует у потенциальных продавцов и покупателей иллюзию дефицита сырья и этим аргументирует повышение закупочных цен. Или же в тех зонах, где переработчик закупает молоко самостоятельно, предлагает поставщикам нереально большие деньги. Информация быстро распространяется среди других фермеров, и за счет искусственно созданного ажиотажа происходит рост стоимости по всей отрасли", — поясняет г-н Чаусов.
Иван Саломатин считает, что и сами переработчики наконец-то прекратили сырьевые войны, так как поняли их бесперспективность. По данным "ДС", некоторые компании пошли еще дальше — они предпочли договариваться о предельном уровне закупочных цен, впрочем, открыто об этом они не говорят, опасаясь интереса к себе со стороны Антимонопольного комитета.
Очередной возможностью "прижать" фермеров может стать обсуждаемый сейчас ведущими компаниями меморандум о качестве молочного сырья, принятие которого ожидается в конце ноября. Если им удастся выработать общие критерии оценки сырья и зафиксировать граничную стоимость молока разных категорий, они почти автоматически застрахуют отрасль от возможности повторения недавнего ценового ажиотажа.
Впрочем, переработчики пока ничего не говорят об удешевлении их продукции, что, казалось бы, позволяет сделать понижение стоимости сырья. Не исключено, что его попросту не будет. Предприятия могут снизить цену разве что на социальную группу продукции, чтобы таким образом стабилизировать упавшие продажи. Но вовсе не факт, что ожидаемая стабильность на рынке все же наступит. Ведь, как свидетельствуют данные Госкомстата, сырья в стране становится все меньше. В этом году зафиксировано снижение его производства более чем на 7% — до 9,7 млн т. Причина не нова — в Украине продолжается сокращение молочного поголовья.
Чтобы остановить этот процесс, Министерство аграрной политики рекомендует увеличить дотации на содержание коров. В проекте постановления Кабмина "Об утверждении порядка использования в 2008 г. средств, предусмотренных в госбюджете для развития животноводства", предлагается хозяйствам, располагающим стадами до 100 голов, выплачивать по 1 тыс. грн. на одно животное в год. Тем, кто содержит 100–400 животных, полагается по 1,2 тыс. грн. Крупные комплексы, на фермах которых обитает более 400 коров, могут получить по 1,6 тыс. грн. на каждую. В министерстве подсчитали, что подобные затраты потребуют не менее 1,5–1,7 млрд грн. бюджетных средств. Однако, как утверждают чиновники, ожидаемый результат стоит потраченных денег. По их прогнозам, субсидии помогут увеличить численность молочного стада на 7% уже в течение ближайшего года. Впрочем, на подобный сценарий развития ситуации можно рассчитывать лишь в том случае, если запрошенные аграрными чиновниками средства действительно будут выделены из госбюджета, что, учитывая отечественную практику финансирования подобных программ, далеко не факт.