Победа оппозиции на парламентских выборах принесла Украине первые горькие плоды. Белокаменная, явно не удовлетворившись результатами голосования, надавила на больной мозоль: на прошлой неделе российский "Газпром" припугнул Киев возможным сокращением поставок газа из-за накопившихся долгов. Урегулирование этой проблемы может традиционно закончиться непредвиденным повышением цены на газ.
Долговая цепочка
В то время, как в Киеве считали голоса избирателей, в Москве корпели над учетом украинских газовых долгов. "Задолженность украинской стороны превышает $1,3 млрд. "Газпром" неоднократно ставил перед украинскими коллегами вопрос о скорейшем погашении долга, но никаких реальных действий не наблюдается. Учитывая приближение осенне-зимнего максимума потребления газа и систематическое невыполнение украинской стороной действующих контрактов, "Газпром" будет вынужден в случае неурегулирования долга в октябре сократить поставки природного газа для потребителей Украины", — заявил 2 октября официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. "Не может быть и речи об озвученном объеме долга. Видимо, г-н Куприянов воспользовался не совсем точными данными. Плохим было бы наше правительство, если бы мы не отслеживали расчеты за газ всех субъектов хозяйственной деятельности", — вступил в заочный диалог первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. В Москве реакции Киева явно ожидали, ибо несколько часов спустя после сделанного г-ном Азаровым заявления г-н Куприянов уточнил, что речь идет именно о задолженности хозяйствующих субъектов. Конец дистанционной перепалке положил глава Минтопэнерго Юрий Бойко, срочно отправившись в Белокаменную. После встречи с главой "Газпрома" Алексеем Миллером Юрий Анатольевич пошел на попятную, не только признав наличие долгов, но и пообещав срочно исправиться. "Государство возьмет под свой контроль расчеты, и я думаю, что мы в течение месяца обеспечим поддержку хозяйствующих субъектов, чтобы те своевременно погасили долг", — отрапортовал он Москве.
Почему топливный министр говорил о задолжавших хозяйствующих субъектах во множественном числе, непонятно. С прошлого года эксклюзивным поставщиком газа в Украину выступает RosUkrEnergo. Схема поставок выглядит следующим образом: "Газпром" покупает узбекский, казахский и туркменский газ и перепродает RosUkrEnergo, которая реализует его на российско-украинской границе ЗАО "Укргаз-энерго" (совместное предприятие RosUkrEnergo и НАК "Нафтогаз України"). Далее примерно 20 млрд куб. м закупает "Нафтогаз" для последующей поставки теплокоммунэнерго и бюджетным потребителям, остальные 35 млрд куб. м "Укргаз-энерго" реализует непосредственно украинской промышленности. Из этой схемы видно, что никто, кроме RosUkr-Energo, не мог влезть в долги перед "Газпромом". В свою очередь RUE может быть должна только "Укргаз-энерго". Как сообщили "ДС" информированные источники, ЗАО "Укргаз-энерго" действительно должна RosUkrEnergo порядка $1 млрд из-за того, что с ней не рассчитывается НАК "Нафтогаз України".
Впрочем, и НАК в цепочке накопления задолженности отнюдь не последнее звено. В августе председатель правления "Нафтогаза" Евгений Бакулин сообщил, что из-за неудовлетворительных расчетов теплоснабжающих предприятий за потребленный газ НАК задолжал "Укргаз-энерго" около 2,5 млрд грн. "2,5–2,9 млрд грн. — это то, что мы сегодня должны "Укргаз-энерго". Остальную часть долга пусть ищут в других местах", — подтвердили "ДС" в НАКе. Тем не менее осведомленные собеседники "ДС" утверждают, что в действительности долг "Нафтогаза" перед "Укргаз-энерго" почти вдвое больше, а столь серьезное расхождение в расчетах поясняют тем, что НАК попросту не учел долгов по расчетам за технологический газ. В этом году предполагалось, что "Укртрансгаз" будет получать технологическое топливо от "Укрнафты" (обе компании — "дочки" "Нафтогаза"). Однако "Укрнафта" выполняла свои обязательства только на протяжении января—апреля, поставив "Укртрансгазу" примерно 720 млн куб. м газа, а затем начала закачивать топливо в подземные хранилища. Причина такого решения "Укрнафты" заключается в том, что эта государственная компания де-факто контролируется ее миноритарным акционером Игорем Коломойским, которому не хочется реализовывать голубое топливо по себестоимости. В итоге с мая "Нафтогаз" вынужден был закупать технологический газ у "Укргаз-энерго" в долг.
Как бы то ни было, но сейчас, чтобы выполнить данное Юрием Бойко в Москве обещание погасить газовый долг в течение месяца, "Укргаз-энерго" необходимо взять кредит. "С 15 октября начинается отопительный сезон, и у нас возрастут объемы реализации газа. Нынче в подземных хранилищах имеется 8,5 млрд куб. м общей стоимостью $1,1 млрд плюс бюджетная задолженность перед нами по НДС — это еще примерно $340 млн. Но свободных средств, чтобы погасить долг, у нас нет. Поэтому скорость расчетов с RosUkrEnergo будет зависеть от того, как быстро мы сможем прокредитоваться", — пояснили "ДС" в "Укргаз-энерго". — Период, в течение которого "Нафтогаз" рассчитается с нами, будет обсуждаться отдельно в ходе переговоров, но, скорее всего, долговой вопрос будет закрыт еще в этом году".
Политический расчет
Важно отметить, что нынешние дебаты о газовых взаиморасчетах Москва начала как раз накануне переговоров о цене на голубое топливо для Украины на будущий год. Не исключено, что, сославшись на финансовую неаккуратность Киева, "Газпром" решит запросить больше, чем рассчитывало правительство (представители экономического блока Кабмина не раз заявляли, что цена на газ для Украины в 2008 г. увеличится не более чем на 10% — до $154/тыс. куб. м). Тем более что Москва уже выдвигала идею формирования цены на голубое топливо с учетом размера задолженности перед "Газпромом". В этом случае с 1 января 2008 г. Ros-UkrEnergo будет продавать газ для Украины как минимум по $177 за тыс. куб. м. Впрочем, окончательная сумма будет озвучена уже новому правительству. Ведь еще пару недель назад посол России в Украине Виктор Черномырдин доходчиво объяснил, что цена на газ для нашей страны будет зависеть от состава Кабмина, сформированного после выборов.
Единственное, что может хоть как-то помочь Украине, своими политическими пристрастиями впавшей в немилость к Белокаменной, — вмешательство Европы. На прошлой неделе Еврокомиссия заявила, что пригласит представителей Киева и Москвы на заседание экспертной группы ЕС в середине октября для скорейшего урегулирования данной проблемы. Беспокойство европейцев вполне объяснимо. Они хорошо запомнили газовые переговоры наших стран в 2005 г., которые чуть было не завершились срывом поставок газа в Европу.