1 октября президент РФ Владимир Путин согласился возглавить список партии "Единая Россия" на предстоящих выборах в Госдуму, тем самым подтвердив гипотезу о том, что после 2008 г. он может пересесть из президентского кресла в премьерское. "Путин нужен России", — примерно так прокомментировали это заявление свободные российские СМИ. Насколько сильно и на какой период — россияне смогут ответить уже 2 декабря.
За "Единую Россию"
Еще 14 сентября на встрече с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай" Владимир Путин впервые публично объявил о том, что не собирается оставлять власть: "Желание (быть лидером. — "ДС") у меня есть. Это фактор, с которым будущий президент, видимо, должен будет считаться. И само собой разумеется, что нужно будет договориться о том, как нам функционировать". "Безусловно, поддержу на предстоящих выборах "Единую Россию", — так г-н Путин ответил на вопрос о парламентских выборах, но затем проговорился, что не исключает и собственного вхождения в список "единороссов". Некоторые СМИ и информагентства успели сообщить эту фразу, но пресс-служба Кремля быстро и оперативно "порекомендовала" редакторам не обращать на нее внимания (что в РФ равносильно прямому приказу), чтобы тема не получила резонанса раньше времени. А уже 1 октября прояснилось, каким образом Владимир Владимирович собирается остаться в политике: он "дал согласие" возглавить на думских выборах 2 декабря избирательный список "Единой России".
Четыре зимних месяца и первый весенний обещают стать весьма жаркими для политической России. Именно в этот период в РФ будет происходить операция по смене руководства страны: ведь следом за парламентскими выборами здесь пройдут выборы главы государства (9 марта 2008 г.). Фактически речь идет о поиске новой административной должности, на которой Владимир Владимирович сможет по-прежнему руководить страной. До последнего времени название новой ипостаси ВВП было строго засекречено, а сам он так формулировал своим верноподданным задачу на две ближайшие кампании: "Первое — "Единая Россия" должна победить на выборах в Государственную думу 2 декабря текущего года, и второе — президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре".
Первое условие фактически выполнено благодаря самому появлению г-на Путина в списке партии. Если до "исторических решений" съезда 1 октября "Единая Россия" надеялась взять простое большинство в 226 мандатов, то сегодня руководство партии приняло повышенные обязательства и говорит, что раз у Владимира Владимировича рейтинг превышает 70%, партии не следует ударить лицом в грязь и абсолютно реально рассчитывать на аналогичную высоту, то есть 300 мандатов. Таким образом якобы будет обеспечена преемственность законодательного процесса по выполнению "плана Путина". Относительно же президентского поста интрига сохраняется. Но со Старой площади уже просочилась информация о "сильном Путине-премьере", при котором роль главы государства в значительной степени девальвируется. Поэтому кремлеведы уже не ломают так отчаянно головы, пытаясь вычислить, на кого укажет перст Владимира Владимировича как на возможного преемника — премьера Виктора Зубкова, первого вице-премьера Дмитрия Медведева или вице-премьера Сергея Иванова.
"Сильный Путин-премьер"
Формула "сильный премьер Владимир Путин" — глава Кабмина, который, судя по всему, будет по диапазону полномочий "покруче" президента, пока держится в секрете авторами этого проекта. Однако российские наблюдатели выдвигают множество предположений относительно схем фактического изменения власти в стране, причем в короткие сроки. В частности, заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что для повышения статуса премьера в РФ достаточно отменить один-два закона. "По Конституции Россия — президентско-парламентская республика. Жестко президентской ее делает не Конституция, а конституционный закон (не являющийся частью Конституции) — Закон о правительстве", — говорит г-н Жарихин. — Можно подчинить силовые структуры премьер-министру страны, изменив только конституционный закон, а это делается без референдумов, без одобрения региональных парламентов". По его словам, для подобной законодательной манипуляции достаточно сформировать конституционное большинство верхней и нижней палат Федерального собрания. "Таким образом, не меняя Конституцию, мы делаем главным человеком страны премьер-министра. Хочу отметить, что во всех развитых демократиях Европы премьер-министры, которые являются реальными главами государств, никакими сроками не ограничены", — подчеркнул эксперт. Более того, некоторые российские СМИ предполагают, что именно с целью формирования парламентской команды "единороссов" в 300 человек (то есть конституционного большинства) Владимир Владимирович и засобирался в Государственную думу, даже не сняв с себя президентских регалий.
"Власть авторитета" против "авторитета власти"
Сегодня в российский политический лексикон прочно "вмуровываются" словосочетания "план Путина", "наказы Путина", "решение Путина", "партия Путина". Этот человек в России уже нечто большее, чем просто политик, президент или правитель. Один из активистов организации "Молодая гвардия" (связанной с пропутинской партией "Единая Россия") Андрей Татаринов без обиняков назвал действующего президента "отцом" и "духовным лидером". Юноша убеждал журналистку, бравшую интервью, что "взять себе за авторитет Путина", "возвести его в ранг отца — это здорово... это нормальная потребность человека". Последний раз "отцом" на территории России официально нарекали генералиссимуса Иосифа Сталина. Вождю это нравилось. Владимиру Путину, похоже, тоже нравится вершить судьбы нации, одним своим выступлением переворачивая все с ног на голову и заставляя политические ветра дуть в противоположном направлении.
Западные политики не перестают удивляться изобретательности и предприимчивости российского президента. Европейские и американские газеты вовсю кричат, что Россия уверенными шагами движется к "культу личности", который если не приведет к тоталитаризму, то во всяком случае закончится "властью авторитета", но никак не "авторитетом власти". На подобные укоры россияне отвечают, что "у нас не просто демократия — у нас "суверенная демократия" (именно так официально называется идеологическая доктрина партии "Единая Россия", сторонником которой является, кстати, и сам Владимир Путин), а российская политическая культура отличается от норм и традиций других стран. Попросту говоря, это такая "демократия", куда посторонним нос совать не положено.
В российской действительности "культ личности Путина" — не просто плакаты на каждом шагу и памятники в любом городе. Он начал складываться в головах самих россиян, которые все больше веруют в то, что без Владимира Путина, его идей, "национальных проектов" и "плана" не будет России. И уже не обращают внимания на то, что в стране нет идеологем, определяющих взаимоотношения внутри России: между народом и государством, богатыми и бедными, различными этносами этой многонациональной страны. То есть нет внутренней национальной идеи, объединяющей общество, и правил поведения, которые были бы приняты и восприняты большинством. Отсутствие всего этого вполне компенсирует один Владимир Владимирович Путин. В декабре россияне снова ответят на вопрос, нужен ли им г-н Путин и на какой срок.