Война между акционерами ОАО "Управление строительства Хмельницкой АЭС" за контроль над предприятием достигла своего апогея. По иску одного из основных учредителей компании Дмитрия Крючкова недавно стартовала процедура ее банкротства. 18 сентября парламентская газета "Голос Украины" опубликовала объявление о начале процедуры банкротства ОАО "Управление строительства Хмельницкой атомной электростанции" (г. Нетешин, Хмельницкая обл.). Обнародовав эту информацию, суд дал старт процедуре приема заявок от кредиторов строительного предприятия, которая продлится до середины октября.
Управление уже минимум три года не выполняет свою главную задачу — строительство энергоблоков на Хмельницкой атомной станции, которое приносило предприятию многомиллионную прибыль. На этом основании можно предположить, что сейчас нетешинская компания находится не в лучшем финансовом состоянии и может быть распродана за долги. Тем не менее строителей такая перспектива не пугает. "Я не могу уточнить размер кредиторской задолженности нашего предприятия, но утверждаю, что она незначительная и в разы меньше дебиторской. Потому этот судебный процесс не будет иметь никакого развития", — пояснил "ДС" заместитель председателя правления компании Александр Степанюк.
По всей видимости, уверенность г-на Степанюка основывается на том, что с 2001 г. финансирование пускового комплекса энергоблока №2 Хмельницкой АЭС осуществлялось деньгами (а не бартером). За счет этого в 2004 г. предприятие смогло погасить многомиллионные долги перед субподрядчиками и даже выйти на прибыль в 4 млн грн. (тогда как ранее она не превышала 0,1 млн грн.). Кстати, относительно недавно с ОАО было списано 25,6 млн грн. старых долгов перед ГНАУ (на основании Закона "О списании и реструктуризации долгов субъектов предпринимательской деятельности"). Но, видимо, основным доказательством платежеспособности нетешинской компании является подписанный контракт на несколько сотен миллионов гривень с "Карпатнефтехимом", принадлежащим российскому нефтяному гиганту "Лукойл". В соответствии с договором управление обязано в течение года построить установку мембранного электролиза для производства каустической соды в Калуше. Очевидно, что эти события способствовали финансовому оздоровлению стройкомпании и сейчас перспектива ее банкротства выглядит весьма призрачно.
Вероятно, о таком положении дел хорошо известно инициатору банкротства — хмельницкому ЧП "Ирена-плюс". По данным "ДС", размер претензий этого предприятия к нетешинским строителям составляет всего 30 тыс. грн. Сведущие люди говорят, что эти деньги управление задолжало за неисполнение договора хранения имущества "Ирены-плюс", который был заключен еще в прошлом тысячелетии. Ровно год назад "Ирена" через суд взыскала с ОАО порядка 1 млн грн. за потерю переданной еще в 1999 г. на хранение транспортерной ленты. На этом основании наблюдатели стали утверждать, что хмельницкая компания является крупным дебитором Управления строительства ХАЭС, который предпочел громким судебным разбирательствам монотонное взыскание долгов.
Тем не менее, источники "ДС" сообщают, что нынешний иск от "Ирены" является новой вспышкой в двухлетней междоусобной войне акционеров ОАО "Управление строительства ХАЭС" за контроль над предприятием. Одну сторону этого конфликта представляют киевские бизнесмены Дмитрий и Леонид Крючковы, сконцентрировавшие более 35% акций. Вторую — нетешинские бизнесмены во главе с Дмитрием Оцабрыкой, у которых находится примерно 53% строительной компании. По сведениям собеседников "ДС", ЧП "Ирена-плюс", которым руководит Владимир Илличев, аффилирована с господами Крючковыми, тогда как оперативный контроль над управлением сегодня находится у однополчан г-на Оцабрыки.
Один из представителей "Киевреконструкции", принадлежащей господам Крючковым, пояснил "ДС", что главной целью возбуждения процедуры банкротства УС ХАЭС была задача "заморозить" внесение изменений в государственный реестр. "Сейчас наши оппоненты пытаются зарегистрировать Дмитрия Оцабрыку директором управления строительства. Но сделать это им не удастся, потому что в период процедуры банкротства предприятия запрещено вносить изменения в реестр", — поделился с "ДС" представитель "Киевреконструкции", отметив, что по сегодняшний день остается легитимным решение собрания акционеров, принятое еще в октябре 2005 г., в соответствии с которым директором назначен представитель Дмитрия Крючкова — Николай Бирюков. Александр Степанюк опровергает такое заявление, утверждая, что назначение г-на Бирюкова отменено судом.
Так или иначе, но если в ближайшей перспективе группа Дмитрия Оцабрыки не сможет удержать оперативный контроль над предприятием, они активизируют свои действия по продаже принадлежащего им контрольного пакета акций УС ХАЭС более мощной бизнес-группе. В роли таковой вполне может выступить российский холдинг "Росатом", "дочку" которого "Атомстройэкспорт" пророчат главным участником достройки энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Если события будут разворачиваться именно таким образом, то это будет уже второй случай в украинской истории, когда благодаря Дмитрию Крючкову отечественные энергетики вынуждены продавать свои активы россиянам. В мае нынешнего года Дмитрий Леонидович с помощью известного предпринимателя Геннадия Корбана активно окучивал Юрия Малахова с целью недорого продать акции столичного института "Энергопроект", который готовит всю проектную базу под строительство блоков и технической инфраструктуры Хмельницкой и Ривненской АЭС. В итоге эти переговоры закончились тем, что Юрий Владимирович выгодно избавился от ценных бумаг института в пользу российской компании "Группа Е4" Михаила Абызова.