АМКУ разрешил компании "Мариупольская инвестиционная группа" приобрести контрольный пакет донецкого ЗАО "Украинская промышленно-транспортная компания" (УПТК), владеющего 50%-1 акция ОАО "Азовмаш" — одного из крупнейших в СНГ производителей железнодорожных цистерн. Этот факт является завершающим штрихом в подготовке сделки по продаже ценных бумаг УПТК, в ходе которой полный контроль над этой компанией получит президент "Азовмаша" Александр Савчук, поскольку именно он с женой Светланой является учредителем покупателя.
По словам источника, близкого к сделке, Александр Савчук достиг принципиальной договоренности с ключевыми совладельцами УПТК — Ринатом Ахметовым и Эдуардом Прутником, и в ближайшее время выкупит их доли в компании. Сумма, которую он согласился выплатить Ринату Леонидовичу и Эдуарду Анатольевичу за выход из состава совладельцев ЗАО "Украинская промышленно-транспортная компания", составляет $350 млн. Учитывая, что после завершения сделки г-н Савчук оформит фактически единоличный контроль над "Азовмашем", оборот которого за восемь месяцев этого года составил $520 млн, и де-факто станет единственным претендентом на покупку государственных 50%+1 акция предприятия, эта цена выглядит вполне адекватной.
Для того чтобы понять глубинный смысл событий, происходящих сейчас вокруг мариупольского вагоностроительного гиганта, нужно вспомнить историю его создания. ОАО "Азовмаш" появилось на свет в 2000 г. по приказу Фонда государственного имущества, после принятия Кабинетом Министров Валерия Пустовойтенко постановления "О мерах по стабилизации производства и обеспечения научно-производственного потенциала ОАО "Азов". Его смысл свелся к необходимости образования на базе "Азова" промышленно-финансовой группы "с целью налаживания выпуска новых видов конкурентоспособной продукции и повышения ее экспортного потенциала". Ключевым акционером "Азовмаша" стал ФГИУ — он внес в его уставный фонд государственные 50%+1 акция ОАО "Азов" (сейчас — Мариупольский завод тяжелого машиностроения), 26,18% акций ОАО "Азовобщемаш", 25% акций ОАО "Мариупольский термический завод" и 25% акций ОАО "Главный специализированный конструкторско-технологический институт" (ГСКТИ), получив 50%+1 акция компании. Блокирующий пакет из 25%+1 акция "Азовмаша" достался "Азовобщемашу", внесшему в его УФ денежные средства и 25,5% акций ОАО "ГСКТИ", и наконец, 25%–2 акции получила корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Виталия Гайдука и Сергея Таруты, которая обеспечила свой взнос деньгами и блокирующим пакетом (25,4%) Мариупольского термического завода. Тогда же оперативный контроль над "Азовмашем" получил Александр Савчук, ставший президентом компании — на тот момент он был председателем правления "Азовобщемаша" и контролировал его через дружественные структуры, сконцентрировавшие контрольный пакет его акций. Если учесть, что "Азовмаш" с момента создания стал генеральным агентом по реализации продукции и централизованному снабжению сырьем и комплектующими всех предприятий, оказавшихся в его управлении, перспективы роста благосостояния Александра Владимировича стали довольно неплохими.
В 2003 г., когда шел раздел бизнеса господ Гайдука и Таруты с г-ном Ахметовым, ИСД вышла из состава акционеров "Азовмаша", уступив свои акции ЗАО "УПТК". Его основателями на паритетных началах стали мариупольское ООО "Ситат", основанное дочерью Александра Савчука Таисией Полищук, и ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" Рината Ахметова. Параллельно УПТК выкупила 25%+1 акция "Азовмаша" у "Азовобщемаша", сконцентрировав 50%–1 акция компании. Чуть позже состав акционеров Украинской промышленно-транспортной компании пополнился третьим участником — ООО "Веспром" Эдуарда Прутника, которому досталась часть ее акций, принадлежавшая ранее "Ситату" и СКМ. Таким образом, уже в 2004 г. "Ситат" владел 34% акций УПТК, а "Веспром" и СКМ — по 33%.
До последнего времени партнеры по ЗАО "Украинская промышленно-транспортная компания" не давали повода предполагать о наличии между ними существенных разногласий — весной 2006 г. господа Ахметов, Прутник и Савчук попали в парламент по спискам Партии регионов и вели активную политическую деятельность. Однако со временем стала появляться информация о том, что в их совместном бизнесе возникает все больше трещин. Кульминацией в этом процессе можно считать запуск в 2007 г. заводом "Полтавахиммаш", приобретенным незадолго до этого структурами г-на Савчука, серийного производства железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов и сжиженного газа, что сделало его прямым конкурентом "Азовмаша" и вызвало неоднозначную реакцию со стороны структур Рината Ахметова.
Впрочем, было бы наивно полагать, что Ринат Ахметов и Эдуард Прутник уступили г-ну Савчуку свои доли в УПТК, испугавшись того, что полтавский завод впоследствии вытеснит "Азовмаш" с профильного рынка. По последним данным, "Полтавахиммаш" работает не слишком стабильно и вряд ли имеет далеко идущие блестящие перспективы. Скорее всего, Ринат Леонидович и Эдуард Анатольевич пришли к выводу, что железнодорожное машиностроение является для них непрофильной сферой интересов, и решили выйти из проекта, получив взамен от Александра Владимировича в качестве компенсации хорошие деньги. Что касается г-на Савчука, то после завершения сделки он, скорее всего, постарается с помощью "Азовмаша" поскорее отбить затраты на концентрацию 100%-ной доли в ЗАО и будет готовиться к продаже государством контрольного пакета акций компании, которая, судя по всему, не за горами.