Трое в лодке, не считая "Привата". Крупнейшие столичные фармпредприятия оказались в центре корпоративного скандала
В середине сентября Ассоциация фармацевтических производителей Украины, в которую входит пять киевских и одно региональное предприятие, заявила о попытках недружественного поглощения ее участников. С наиболее серьезными проблемами столкнулось ЗАО "Фармацевтическая компания "Дарница", у которого изъяли часть реестра акционеров. По информации ассоциации, в апреле–мае нынешнего года начальник одного из департаментов ГКЦБФР Виктор Рябокляч потребовал раскрыть конфиденциальную информацию об учете акций компании и изъял часть документов. А в конце лета Сосновский районный суд Черкасс якобы принял вердикт, предписывающий передать реестр акционеров от компании "Фармреестр" днепропетровскому ООО "Депозит".
Председатель правления "Дарницы" Владимир Загорий считает это решение сфабрикованным. Тем не менее он признает, что теперь часть их реестра находится у компании "Депозит", которая не раз была замечена в участии в корпоративных конфликтах на стороне днепропетровской группы "Приват" Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова и Алексея Мартынова. Например, "Депозит" фигурировал в конфликте годичной давности вокруг Кременчугского сталелитейного завода, за который скрестили шпаги группа "Форум" Леонида Юрушева при поддержке СКМ Рината Ахметова и структуры Сергея Тигипко при участии "Привата". Заручившись поддержкой различных судов, стороны по очереди устраивали собрания акционеров КСЗ, назначая лояльный к себе менеджмент. Когда это делала сторона "Привата", то собрание неизменно постановляло передать реестр акционеров КСЗ упомянутому "Депозиту". Иными словами, этому регистратору днепропетровцы безгранично доверяют.
Впрочем, представители группы "Приват" по обыкновению свое участие в конфликте с "Дарницей" не комментируют. Неизвестна их роль и в ситуации со скупкой акций двух других предприятий фармацевтической отрасли столицы — ОАО "Фармак" и ЗАО "БХФЗ", концентрацией акций которых занимаются торговцы ценными бумагами "Драгон капитал" и "Сфера инвест". Представители первой из них свои действия называют нормальным явлением. "Акции фармпредприятий очень привлекательны как финансовый инструмент рынка", — объясняют там свой интерес к ним, признавая, что уже успели сконцентрировать около 3% бумаг ОАО "Фармак". Представители ООО "Сфера инвест" также не видят ничего предосудительного в скупке акций фармзаводов. Однако председатель правления "Фармака" Филя Жебровская обвинила эти компании в неэтичном поведении. "Разве можно по ночам обзванивать наших акционеров и предлагать им продать акции", — возмущается она. Руководство БХФЗ отреагировало на эти действия еще жестче. "Сфера инвест" предлагает нашим акционерам продать акции по привлекательной цене. Но принимая во внимание тот факт, что мы являемся ЗАО, они предлагают оформить договоры дарения, что является одним из способов обхода преимущественного права выкупа ценных бумаг", — заявил "ДС" член правления БХФЗ Олег Голобородько.
Хотя менеджеры всех трех предприятий утверждают, что не знают, в чьих интересах происходит скупка акций, однако дают понять, что события на всех этих фармпредприятиях они считают звеньями одной цепи. "Ходят слухи, что в списке поглощаемых активов "Дарницу" поставили на первое место", — говорят они. Такое предположение, видимо, следует объяснять особенностями структуры собственности трех предприятий. Общеизвестно, что у "Фармака" и БХФЗ есть два публичных доминирующих акционера. У первого — Филя Жебровская, которая владеет как минимум 26% акций (по данным компании "Драгон капитал", ей и членам ее семьи принадлежит контрольный пакет ценных бумаг), а у второго — территориальная община Киева (30% акций). Остальные ценные бумаги обоих предприятий распылены среди большого числа миноритариев, что создает неплохие условия для их постепенной концентрации. А вот у "Дарницы" структура собственности до недавних пор была тайной за семью печатями. Только пару лет назад компания опубликовала первые сводки из реестра акционеров, в соответствии с которыми 22% ее акций находились у некой датской компании Nord Star Pharmashare Aps. А к середине текущего года доля этой компании достигла порядка 80%. В то же время датчане не являются сколько-нибудь известным фармпроизводителем, и, скорее всего, их конечный бенефициар находится в Украине. По информации источников "ДС", до появления в реестре Nord Star крупнейшим акционером ЗАО был председатель правления Владимир Загорий. В самой компании официально это предположение не комментируют. "Учитывая закрытость информации об акционерах компании, никто не удивится, если завтра некое физическое или юридическое лицо объявит себя собственником ее контрольного пакета. То есть в отличие от двух других предприятий, скупка ценных бумаг которых может продолжаться годами, это ЗАО можно поглотить быстро", — пояснил один из экспертов.