Государственные органы пиара. Единственным результатом и внеочередной парламентской сессии, и заседания СНБО оказалась самореклама организаторов этих действ

Состоявшаяся на прошлой неделе внеочередная сессия Верховной Рады не стала поводом для срыва выборов, как того опасалась оппозиция. Однако депутаты от правящей Партии регионов использовали возможность зайти в парламентский зал для самопиара. В первую очередь коалиционеры "претворили в жизнь" идею НУНС об отмене депутатской неприкосновенности: мол, "пока одни только говорят, мы уже делаем". Ответным пиар-ударом президентской команды стало состоявшееся в тот же день заседание СНБО, на котором Президент предстал в ипостаси жесткого политика, устроив разнос главам МЧС и Минтранса — Нестору Шуфричу и Николаю Рудьковскому.

Последняя гастроль Мороза
Возможно, перед самым открытием сессии у спикера Александра Мороза теплилась надежда, что его союзники-"регионалы" откажутся от договоренностей с Президентом, "купят" недостающих до конституционного большинства полтора десятка депутатов, чтобы заседания ВР снова стали легитимными, и таким образом повернут колесо досрочных выборов вспять или хотя бы приостановят его вращение. Но надежды Александра Александровича были тщетны: Партии регионов намного выгоднее пойти на выборы, чем их срывать. И на так называемую внеочередную сессию депутаты пришли, только увидев возможность попиариться.

В целом на последнюю сессию собрались 269 депутатов. Заседание проигнорировали многие бывшие оппозиционеры, которых обидели местами в списках, после чего они отозвали свои заявления о сложении депутатских полномочий. Не было, кстати, и главного парламентского "регионала" Раисы Богатыревой — ей делали операцию. Зато ее карточка для голосования в зале присутствовала и даже самостоятельно голосовала, что Тарас Черновол назвал "казусом", а Анна Герман поэтически объяснила, что "душой Раиса Васильевна была с нами".

Но, так или иначе, формальный кворум для принятия решений был собран, что дало антикризисникам возможность организовать законодательное шоу. На сессии были проголосованы только два решения. Во-первых, народные избранники приняли в первом чтении законопроект, которым предложили исключить из Конституции три положения: "народным депутатам гарантируется депутатская неприкосновенность", "народные депутаты не могут быть без согласия ВР привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы" и "Президент пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий". Сей законопроект по изменениям Основного Закона, как и полагается, народные избранники отправили на экспертизу в КСУ. Правда, есть очень обоснованные сомнения, примет ли КСУ это представление к рассмотрению, поскольку сессия ВР считается нелегитимной.

Во-вторых, в приступе любви к народу депутаты уравняли себя с ним в правах, лишив себя, любимых, практически всех льгот. В некоторых моментах они даже перестарались и оказались в несколько худшем положении, чем простые рабочие, селяне и служащие: в частности, за работу в парламенте народным избранникам не будет идти стаж. Одним махом нардепы отказались от квартир, машин, бесплатного проезда, материальной помощи при отпуске, государственного страхования жизни и многого другого, что ставило их выше простых смертных.

Все эти изменения в Законе "О статусе народного депутата" не требуют одобрения КСУ, зато нуждаются в подписи Президента. Понятно, что в парламенте такого подарка не дождутся, так как Виктор Ющенко ни за что не признает, что это заседание было легитимным. Таким образом, антикризисники выигрывают вдвойне: с одной стороны, они показали, что в отличие от оппозиционеров, которые только говорят об урезании льгот и лишении неприкосновенности, уже все сделали, с другой — нежелание главы государства подписывать их решения должно продемонстрировать, что своим предвыборным слоганом "закон един для всех" он просто обманывает избирателей. Собственно, именно поэтому Виктор Андреевич и его окружение так противились проведению внеочередной сессии — она подрывает их авторитет.

В противовес сессии одновременно с ней Секретариат организовал заседание Совбеза под личным руководством его главы — Виктора Ющенко, где тот поработал на свой имидж решительного политика.

Не так страшен гнев Президента…
Еще до заседания СНБО ни для кого не было секретом, что на нем устроят публичную порку и Кабмину в целом, и отдельным его членам в частности. Видимо, такой поворот не очень улыбался Виктору Януковичу, и он предпочел решать важные проблемы подготовки к зиме в Алчевске Луганской области. Отдуваться на СНБО пришлось первому вице-премьеру Николаю Азарову (представлявшему, кстати, правительство и на внеочередной сессии ВР). Но Николай Янович не стал главным "обвиняемым" — эта "почетная роль" выпала главе МЧС Нестору Шуфричу, который то ли неосторожно, то ли мужественно пришел на заседание Совбеза, тогда как его транспортный коллега Николай Рудьковский предпочел не стоять в очереди за своей порцией нагоняя и проигнорировал приглашение от Ивана Плюща.

За критику Кабмина Виктор Ющенко взялся лично. Он был недоволен тем, как правительство работает над реализацией различных госпрограмм. В качестве примера была приведена программа "Школьный автобус". Перепало на орехи правительству и коалиции также за политику в сфере госзакупок. Впрочем, президентская критика монопольного положения Тендерной палаты Украины (ТПУ) была камнем в огород не только "регионалов" и коммунистов, которые имеют там непосредственные интересы, но и Юлии Тимошенко. В списках Юлия Владимировна пригрела одного из организаторов и первых руководителей ТПУ Антона Яценко. Однако изюминкой заседания СНБО стала "массированная атака" на глав МЧС и Минтранса Нестора Шуфрича и Николая Рудьковского.

Как уже говорилось, Нестору Ивановичу пришлось лично услышать о себе "много нового и неприятного", тогда как г-на Рудьковского просклоняли заочно. Виктор Андреевич не стал вспоминать, как он плечом к плечу с Нестором Шуфричем толкал машины во время лесного пожара на Херсонщине, зато прямо высказал свое мнение, что министр некомпетентен, да еще и лжец. Мол, сказал, что пожар ликвидирован, а это не соответствовало действительности. Помог Президенту "мочить" руководителя МЧС и губернатор Херсонщины Борис Силенков, который "наябедничал", мол, г-н Шуфрич, приехав на пожар, сперва отправился попиариться на сессию облсовета. Министру транспорта Николаю Рудьковскому инкриминировали плохое состояние железных дорог, что якобы и привело к "фосфорной аварии". Вердикт СНБО был суров: потребовать от правительства отправить в отставку двух нерадивых министров.

Можно долго спорить о том, имеет ли право СНБО требовать увольнения чиновников. Собственно, этим сейчас и занимаются два главных юриста страны, представляющих, с одной стороны, правительственный лагерь, с другой — президентский (Игорь Пукшин). Но ясно одно: увольнять их никто не станет. Впрочем, как никто не будет считаться с какими-либо решениями Верховной Рады. Фактически и парламент, и СНБО, и все другие государственные органы (в частности Минюст и юруправление Секретариата) превратили в предвыборные агитационные площадки. И принимаемые там решения дают возможность политикам "показать себя" избирателям. И не только себя — их оппоненты тоже пиарятся на решениях, направленных против них. Так, Нестор Шуфрич уже стал героем "сине-белых", заявив, что "клоуны" из СНБО превратили этот орган в "инквизицию" и учинили над ним "политическую расправу". Зато внеочередная сессия ВР стала благодатной почвой для издевательств над Александром Морозом со стороны его противников, в частности того же Игоря Пукшина. Таким образом, предвыборная лихорадка уже полностью охватила почти все структуры государственной власти, хотя, если следовать букве закона, они должны оставаться от нее в стороне.