27 ноября под Новороссийском, на территории терминала компании "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК), состоялась церемония открытия нового маршрута экспорта нефти из Каспийского региона на мировые рынки. Введение в строй первой очереди терминала пока не повлияло на расстановку сил на черноморском рынке перевалки нефти. Но последние события позволяют предположить, что уже через несколько лет этот рынок ждут кардинальные изменения.
Ежегодно через проливы Босфор и Дарданеллы транспортируется до 140 млн т нефти. С выходом на полную мощность первой очереди терминала под Новороссийском "танкерное давление" на Стамбул возрастет до 150–170 млн т в год. После ввода в строй второй очереди эта нагрузка увеличится до 230 млн т, а в через четыре-пять лет — до 240–250 млн т. Ведь кроме КТК и России, есть еще Азербайджан и Туркменистан, которые намерены увеличить экспорт своей нефти через черноморские порты до 15–20 млн т, а также Румыния, желающая увеличить транзит иракской и ближневосточной нефти в Европу до 40–60 млн т.
Исходя из таких перспектив, на минувшей неделе Турция приняла решение с начала 2002 г. втрое увеличить плату за прохождение через проливы супертанкеров дедвейтом 250–300 тыс. т. На прием именно такого класса судов рассчитан новый терминал под Новороссийском. Это решение привело к конфронтации между Турцией и Казахстаном (основным отгрузчиком нефти каспийского происхождения), внешнеполитические ведомства которых обменялись нотами.
На увеличение Турцией платы за проход проливов немедленно отреагировал и российский капитал. На минувшей неделе группа российских компаний, активно работающих на черноморском рынке
("ЛУКойл", ЮКОС и "Роснефть"), заявила об активизации строительства 280-километрового нефтепровода из Болгарии в Грецию в обход проливов. Ранее обоснование этого проекта разрабатывалось ОАО "Газпром" и греческой DEPA. Смена операторов этого проекта выглядит обоснованной: "Газпрому" с его голубыми мечтами о совместном, с Турцией доминировании на газовом рынке ссориться со Стамбулом как-то не с руки. Другое дело — российские нефтекомпании, заинтересованные в дешевом транзите нефти и борющиеся за местные рынки. Так, в течение этого года счет флагов "ЛУКойл" и ЮКОС над АЗС в Болгарии пошел на сотни, и кроме того, обе компании ввязались в борьбу за приватизацию ведущей греческой нефтекомпании, что обусловило их участие в поиске обходных путей транзита.
Черноморские нефтяные страсти коснулись и Украины. Одновременно с открытием терминала под Новороссийском 27 ноября Киев презентовал в Брюсселе перед членами Европейской энергетической хартии нефтепровод "Одесса — Броды", который на сегодня является не только единственной нитью между Черным морем и Европой, но и наиболее реальной альтернативой турецким проливам. В отличие от некоторых европейских проектов (Румыния — Италия, Болгария — Албания), он не претендует на азербайджанскую нефть, к которой ревниво присматривается Турция. В то же время украинский нефтепровод способен удовлетворить не только потребности Центральной Европы в казахстанской нефти, но и потребности стран Северной и Западной Европы в ближневосточном продукте.
Вероятно, исходя из этого обстоятельства, обычно удаленный от коммерческих проектов секретариат Энергетической хартии с воодушевлением отнесся к настойчивости Украины в разворачивании Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). По мнению чиновников "Укртранснафти" (отвечающей за строительство объектов ЕАНТК), презентация проекта странам Энергетической хартии, как и состоявшаяся незадолго до этого презентация его правительству ЕС, прошла успешно. Свидетельством тому можно считать как оживившуюся реакцию украинского бизнеса на проект, так и долгожданное появление среди перспективных заказчиков нефтепровода крупных обладателей каспийской нефти.