Размечтался. Анатолий Кинах уверен, что сможет повлиять на динамику внешнеторгового баланса страны, не взяв из бюджета ни копейки

На прошлой неделе министр экономики Анатолий Кинах пообещал до конца года сократить отрицательное внешнеторговое сальдо на 20% — с минус $6,7 млрд на начало 2007 г. до минус $5,4 млрд, а в следующем году выйти на минус $3,4 млрд. Достичь таких высот в Минэкономики собираются довольно оригинальным способом — за счет активизации деятельности торгово¬экономических миссий.

Анатолий Кириллович отнюдь не намеревается приписывать себе авторство озвученных идей по наращиванию украинских поставок на зарубежные рынки и убеждает, что их высказали члены совета экспортеров, который недавно был создан при Минэкономики (смена приоритетов очевидна — до того как министерство возглавил г н Кинах, оно прислушивалось к мнению совета импортеров). Наращивать экспорт собираются прежде всего за счет машиностроения.

"Идея об увеличении экспорта продукции машиностроения в страны Латинской Америки, Юго Восточной Азии и Африки, о которой говорит министр экономики, выглядит здраво. Эти страны — традиционные потребители нашей техники еще со времен Советского Союза. Но в последнее время за присутствие на этих рынках стали бороться и другие поставщики, и одними лозунгами вряд ли удастся добиться успеха", — считает эксперт Международного центра перспективных исследований Алексей Блинов.

В качестве главного мероприятия, которое позволит добиться желаемого результата, в Минэкономики рассматривают активизацию работы торгово экономических миссий Украины. Как уточнили "ДС" в министерстве, значительно расширять сеть торговых представительств в ближайшее время здесь не собираются, равно как и увеличивать штат уже действующих структур. Зато их сотрудники получат новые ориентиры работы: переключиться с аналитической деятельности на сопровождение контрактов, помощь экспортерам в случае проведения антидемпинговых расследований и пр. "Но без значительного расширения сети торговых представительств наращивать экспорт невозможно. Ведь зачастую представительство — единственный надежный источник нужной информации о стране, куда украинские предприятия могли бы поставлять свою продукцию. К примеру, недавно нам нужно было узнать о ставках импортной пошлины в одной из стран Юго-Восточной Азии. Ни посольства, ни торгового представительства там нет. В результате поиск информации занял несколько месяцев", — информирует главный юрисконсульт корпорации "Интерпайп" Сергей Лахно.

Эксперты не сомневаются, что незначительное расширение географии наших представительств также не спасет положение. "Неплохо было бы, если бы торговые миссии предоставляли платные услуги в виде составления аналитических подборок, искали для предприятий нужную информацию и осуществляли сопровождение сделок. Опыт показывает, что платная услуга, как правило, более качественная", — считает г н Лахно. Однако в Минэкономики такие идеи отвергают. "Сотрудники торговых миссий являются дипломатическими служащими и получать вознаграждение от частных компаний за свою работу им запрещено, поэтому ни о каком дополнительном вознаграждении за их работу речь идти не может", — пояснили "ДС" в пресс-службе министерства.

В любом случае заявления о существенном наращивании экспорта исключительно за счет усиления роли торговых миссий (других инициатив г н Кинах не озвучил) выглядят, по меньшей мере, несерьезно. Мировая практика показывает, что такой цели государства добивались главным образом благодаря внедрению средне  и долгосрочного кредитования экспортных проектов, в том числе за счет средств госбюджета, возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам, выданным коммерческими банками, предоставления государственных гарантий по политическим и долгосрочным коммерческим рискам по экспортным контрактам (все это уже не первый год обещает внедрить и государственный Укрэксимбанк). И даже при осуществлении указанных мероприятий существенное наращивание присутствия на внешних рынках — дело не одного года.

Поэтому показатели внешнеторгового баланса, по мнению экспертов, в текущем году могут только ухудшиться. По расчетам независимых аналитиков, до конца года отрицательное сальдо внешнеторгового баланса достигнет $9–10 млрд. "Сократить этот разрыв сейчас можно, только введя ограничения на импорт, но Кабинет Министров вряд ли пойдет на такие меры", — считает директор Института трансформации общества Олег Соскин.

Кроме того, на сегодняшний день 28% украинского импорта приходится на энергоресурсы, и из за постоянно растущих цен на газ и нефть эта доля будет только увеличиваться. Уменьшить закупки на данный момент не представляется возможным. "Пока основу нашего экспорта составляет сверхэнергоемкая продукция металлургии. Без тотальной реконструкции металлургических предприятий значительно сократить потребление энергоресурсов невозможно", — резюмирует г н Блинов.