Донбасс чужих не любит. Владимир Шелудченко застраховал "Донецкоблгаз" от претензий Дмитрия Фирташа
Хозяйственный суд Донецкой области 1 марта провел первое заседание по делу о банкротстве ОАО "Донецкоблгаз". Судебное разбирательство стартовало 31 января 2007 г. по инициативе дружественного газовикам ООО "Торгово-промышленная компания "Дедал Лтд" (г. Донецк) и может затянуться на годы. Именно так контролирующий газоснабжающую компанию экс-глава НАК "Нафтогаз України" Владимир Шелудченко решил обезопасить свое детище от возможности быть проданным за долги Дмитрию Фирташу.
Сумма претензий инициирующего кредитора не разглашается. "На начальной стадии в судебной процедуре я не участвую, а решение суда я еще не получал на руки", — сообщил "ДС" арбитражный управляющий Олег Кожухов. Известно, что на сегодняшний день общая "кредиторка" компании составляет порядка 200 млн грн., из которых около 180 млн грн. приходится на долги дочерним предприятиям НАК "Нафтогазу України" (за газ, газотранспортные услуги и т. д.). То есть, максимальный размер обязательств "Донецкоблгаза" перед "Дедал Лтд" может достигать 20 млн грн.
По данным "ДС", компанией "Дедал Лтд" владеет донецкий бизнесмен Глеб Другов, к сфере интересов которого наблюдатели также относят финансово-промышленную корпорацию "ДМС". В свою очередь "Донецкоблгаз" контролируется экс-главой "Нафтогазу" Владимиром Шелудченко (его семье принадлежит 29% акций облгаза). По словам наблюдателей, бизнесмены знакомы еще с начала 2000-х годов, когда Владимир Ильич был председателем правления "Донецкоблгаза", а Глеб Владимирович руководил компаниями "Айсберг", "Эко" и "Юкон". В принципе, этот нюанс может свидетельствовать о согласованном решении предпринимателей ввести "Донецкоблгаз" в процедуру банкротства.
По мнению наблюдателей, статус банкрота дает компании шанс застраховаться от реализации планов профильного министра Юрия Бойко, в соответствии с которыми уже в ближайшее время газораспределительные сети будут переданы с баланса гор- и облгазов на баланс компании "Укргазсети" подразделение "дочки" НАКа "Газ Украины"). В принципе, такое решение Владимира Шелудченко выглядит здраво, ведь одним из основных критериев, на основании которых будет формироваться черный список облгазов, является 100%-ный расчет за газ. У "Донецкоблгаза" этот показатель хоть и не плох, но не идеален: по итогам 2006 г. компания рассчиталась с "Газом Украины" на 94%, нарастив общую сумму долга за топливо на 11 млн грн. — до 130 млн грн.
С другой стороны, следует отметить, что процедура банкротства частной компании никоим образом не предотвращает возможность изъятия у нее государственных газопроводов, поэтому абсолютной защитой от газовых реформ банкротство считать нельзя. Вполне возможно, что дончане просто страхуются "на всякий случай". Тем более что у "Нафтогазу", владеющего 38% акций "Донецкоблгаза", пока нет никаких претензий к Владимиру Шелудченко (сейчас ДП "Укргазсети" сконцентрировало свое внимание на изъятии магистралей у "Черновцы-" и "Закарпатгаз" Олега Бахматюка, а также "Черкассыгаз" Андрея Карпенко). "ДП "Укргазсети" будет отбирать сети у тех компаний, которые не выполняют свои обязательства. А "Донецкоблгаз" демонстрирует расчеты, которые лучше прежних", — сообщили "ДС" в НАК "Нафтогаз України".
Судя по тому, что между Владимиром Шелудченко и НАКом нет разногласий, можно предположить, что он решил защититься от Дмитрия Фирташа при молчаливом согласии "Нафтогазу". "Осознавая сложность работы с потребителями газа в Донецкой области, "Газ Украины", которая является кредитором компании, никак не будет реагировать на это судебное разбирательство", — сказал "ДС" источник в НАКе. Если "Нафтогаз" не станет слишком активничать в процессе банкротства, то у г-на Шелудченко есть неплохой шанс сформировать приемлемый комитет кредиторов. Это особенно удобно с учетом того, что в ходе банкротства компании вводится мораторий на удовлетворение требований ее кредиторов.
А опасность стать должником Дмитрия Фирташа появилась у "Донецкоблгаза" (как и других газоснабжающих предприятий) еще в октябре 2006 г. Тогда Минтопэнерго решило, что технологическим газом облгазы вместо НАКовских "дочек" будет обеспечивать "Укргазэнерго", которую де-факто контролирует Дмитрий Фирташ. Учитывая, что при прежних условиях облгазы зачастую не полностью и не вовремя рассчитывались с дочерними компаниями "Нафтогазу", такие же долги образовались перед "Укргазэнерго". Еще более ситуация усугубилась в январе 2007 г., когда по инициативе Минтопэнерго Кабинет Министров принял изменения в постановление №1729 "Об обеспечении потребителей природным газом". В соответствии с этими изменениями за услуги по транспортировке газа "Укргазэнерго" стали платить не потребители (которые использовали газ), а поставщики топлива (в случае с транспортировкой по распределительным газопроводам — облгазы). Что опять-таки создало возможность для наращивания долгов региональных поставщиков газа перед компанией Дмитрия Фирташа. Такие взаимоотношения позволяют "Укргазэнерго" в любой момент возбудить дело о банкротстве против любого облгаза-должника, которое легко может привести к перехвату контроля над компанией.
"По мере того как газоснабжающие предприятия будут становиться должниками "Укргазэнерго", можно реально прогнозировать, что рычаги их банкротства окажутся в руках именно этой компании. Показательно, что на сегодняшний день у "Донецкоблгаза" нет долгов перед "Укргазэнерго", — говорят эксперты. — Данный судебный процесс можно назвать собственной корпоративной игрой компании". А вот смогут ли воспользоваться такой схемой защиты остальные газораспределяющие компании — большой вопрос. Ведь для того чтобы этот способ был эффективным, необходимо найти понимание в окружении Юрия Бойко или его начальства.