Конкурентов добьют рублем. Распределение сахарных квот на платной основе приведет к закрытию половины заводов уже в нынешнем сезоне
Резкое снижение прибыли крупных сахарозаводчиков, связанное с избыточным предложением и обилием мелких конкурентов, не гнушающихся демпингом, заставило магнатов вмешаться в ситуацию. На прошлой неделе на рассмотрение Кабмина был подан законопроект, который в случае его принятия обяжет предприятия выкупать квоты на производство "белого золота". А поскольку заявленные цены по карману не всем, то заводов может поубавиться уже в нынешнем сезоне.
Заводам выставят счет
Намерения крупнейших производителей сахара ускорить процесс концентрации отрасли уже не вызывают сомнения. К разработанному недавно Министерством агропромышленной политики проекту о квотировании свекловодов, в котором участие сахарного лобби заметно невооруженным глазом (как полагают эксперты, принятие этой нормы позволит заводам контролировать сырьевые зоны), на прошлой неделе добавился законопроект об изменении схемы распределения квоты А (для внутреннего потребления) между предприятиями. Его автором является депутат ВР от БЮТ и по совместительству владелец Украинской продовольственной компании, входящей в пятерку крупнейших производителей сахара в стране, Павел Костенко. Идеи г-на Костенко без преувеличения можно назвать революционными для отрасли. Он предлагает узаконить платное распределение квот — за каждую тонну белого золота заводам придется платить по 100 грн., что, по мнению автора, принесет в бюджет 200 млн грн.
Однако продажей квот роль государства не ограничивается. Чиновники должны будут следить за тем, сколько сахара и по каким ценам продает предприятие и совпадает ли эта цифра с объемами, за которые оно уплатило в казну. Заводы должны реализовывать продукцию равными долями в течение всего года и по ценам, не ниже установленного государством минимального уровня. Эти меры, как ожидается, позволят предотвратить перенасыщение или дефицит на рынке и связанное с ними колебание цен. Нарушителей же ожидают проблемы с получением квот на следующий сезон, а примерные предприятия, наоборот, смогут рассчитывать на большие квоты. Собранные с заводов деньги направят в специальный фонд, а оттуда — на реструктуризацию отрасли, в том числе на перепрофилирование предприятий, которые не смогут вписаться в новую схему работы на сахарном рынке. По прошествии трех лет заводы, которые примерным поведением подтвердят, что достойны статуса производителя сахара, получат квоты в пожизненное пользование, а собственник сможет продавать их вместе с предприятиями.
Как сообщили "ДС" в ассоциации "Укрсахар", помимо данного законопроекта, готовятся еще как минимум три документа на эту же тему, которые в ближайшее время будут поданы в Кабмин. Их суть похожа на предложения Павла Костенко, разнятся лишь нюансы, касающиеся схемы выдачи квот. В альтернативных документах их предлагается продавать на аукционах или же раздавать бесплатно, предоставив предприятиям право реализовывать неиспользованные квоты более сильным конкурентам. Эксперты затрудняются назвать авторов новых законопроектов, поскольку они еще не обнародованы. По слухам, среди них числятся все те же владельцы крупных сахарных корпораций. Аналитики считают, что хоть один из предложенных документов будет принят. Делать подобные выводы им позволяет, в частности, тот факт, что правительство весьма лояльно отнеслось к проекту о квотировании свеклосеяния — он проходит последние согласования и вскоре, как ожидается, будет подписан премьер-министром.
"Малышам" придется несладко
Массовое желание сахарозаводчиков поменять правила работы на этом рынке не случайно. Как известно, нынешний год стал первым профицитным сезоном в отрасли. При потреблении в 2 млн т в год отечественные предприятия произвели 2,6 млн т. Ситуацию усугубил тот факт, что многие заводы из-за невысоких цен на сырье в прошлом году поддались соблазну и несанкционированно превысили одобренные государством квоты. Как следствие, цены на белое золото упали до рекордно низкого уровня — ниже 2,5 тыс./т. Если подобное повторится и в нынешнем году, рынок попросту рухнет. Особенно если учесть тот факт, что при вступлении Украины в ВТО в нашу страну поступит еще и 360 тыс. т сырца, которые будут способствовать еще большему снижению цен. Бизнес владельцев крупных предприятий, среди которых, как известно, числятся не последние люди страны, может спасти разве что массовый "уход" с рынка мелких конкурентов.
Глава аналитического департамента Украинской аграрной конфедерации Владимир Лапа полагает, что выбранная схема наведения на рынке порядка посредством контроля над квотами вполне оправдана. "Именно по такому сценарию действовали правительства в Восточной Европе и Молдове, реформируя сахарную отрасль. Понятно, что и в нашем случае изменение схемы распределения квот закончится укрупнением производства", — полагает г-н Лапа. С ним согласен и коммерческий директор компании "Сахарный Союз" Андрей Степанов, по мнению которого продажа квот будет способствовать наведению порядка на рынке и позволит избежать перекосов в сторону дефицита или переизбытка продукции.
Кстати, по словам г-на Степанова, несмотря на заявления чиновников о перепроизводстве сахара в прошлом году, на предприятиях уже практически не осталось запасов продукции. Как подозревают изготовители, она осела на складах "давальцев", выжидающих наиболее благоприятной ценовой ситуации. "Не исключено, что многим из них так и не удастся реализовать свои запасы", — прогнозирует он. Этот факт может отбить у фермеров охоту заниматься сахарным бизнесом в дальнейшем и сыграть на руку сахарозаводчикам, которые уже не первый год борются с бартерными отношениями в отрасли. "Платные квоты приведут к структуризации отрасли. Предложенные в законопроекте цены — 100 грн. за тонну — это, мягко говоря, недешево. Поэтому любой сахарозаводчик трижды подумает, какой объем ему выкупать. А предприятия, которые не имеют средств (обычно именно они практиковали давальческие схемы), вообще не станут участвовать в этом процессе", — отмечает президент компании "Инсахарпром-К" Дмитрий Баринов. По его мнению, если новые условия распределения квот будут введены, многие заводы не смогут запустить производство. "Стране вполне достаточно 50–60 предприятий, тогда как сейчас их в два раза больше", — говорит г-н Баринов. Вместе с тем эффективность новых правил не в последнюю очередь зависит от уровня контроля за их соблюдением. Ведь в прошлом году ни один завод не был наказан за производство сахара сверх квот. "Если мы будем платить, а ничего не изменится, то в итоге в проигрыше окажутся законопослушные производители", — резюмирует г-н Баринов.