Тепловой удар. Донецкие группы завершают передел сфер влияния на отечественную энергетику
На прошлой неделе вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев сообщил о назначении новых руководителей НКРЭ и ГП "Энергорынок". Кадровые ротации не повлекут за собой каких-нибудь серьезных последствий — новоиспеченные руководители, как и их предшественники, симпатизируют связке Ахметов–Клюев. Зато в нефтегазовом комплексе назревает настоящая революция: в ближайшее время управление НАК "Нафтогаз України" может быть передано от Кабинета Министров Минтопэнерго, в результате чего контроль над этой сферой окончательно перейдет к связке Фирташ–Бойко.
31 января Кабмин назначил председателем Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Сергея Титенко, а директором госпредприятия "Энергорынок" — Александра Рогозина. До последнего времени г-н Титенко занимал пост заместителя министра топлива и энергетики, г-н Рогозин руководил НКРЭ. По словам Сергея Титенко, "эти кадровые решения связаны с сугубо личными проблемами действующего главы Нацкомиссии". Источники "ДС" в НКРЭ говорят, что Александр Рогозин был слишком неповоротлив в принятии стратегических решений из-за отсутствия опыта работы в комиссии (до НКРЭ он трудился в корпорации ДТЭК Рината Ахметова), за что и поплатился должностью.
Учитывая это обстоятельство, предложение Андрея Клюева назначить главным регулятором г-на Титенко выглядит оправданно: дружеские отношения с Сергеем Михайловичем, возникшие еще во времена совместной работы на благо "Укрподшипника", помогут взаимопониманию между НКРЭ и тэковским вице-премьером, как и при предыдущем руководстве. При этом деятельность в аппарате оживится, поскольку новый глава ведомства имеет большой опыт работы в госуправлениях и самое главное — уже руководил НКРЭ (2004–2005 гг.). Кстати, у Сергея Титенко были и свои причины сменить работу: кадровый рост, а также частые нестыковки с коллегой — заместителем министра топлива и энергетики Алексеем Шеберстовым, который по идеологическим принципам ближе министру Юрию Бойко.
Назначение Александра Рогозина директором ГП "Энергорынок" также может толковаться как вынужденный шаг. Во-первых, должность руководителя предприятия стала вакантной совершенно неожиданно (в декабре 2005 г. умер его глава Анатолий Луцишин). Во-вторых, по данным "ДС", г-н Рогозин изначально не хотел возглавлять комиссию, одновременно проявляя готовность работать на посту рядового члена НКРЭ. Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что донецкий высококвалифицированный менеджмент отличается короткой скамейкой запасных, так что особого выбора у Андрея Клюева просто не было.
Первые шаги новых руководителей НКРЭ и "Энергорынка" уже известны. "В первую очередь я буду внедрять рыночные механизмы — переводить электроэнергетику с системы "единых тарифов" к системе "рыночного формирования цен". Реформа подразумевает ежемесячное изменение тарифов на электроэнергию в пределах 2%. Думаю, что полгода для этого достаточно, — сообщил "ДС" Сергей Титенко. — Помимо этого, займемся внедрением принципиально нового тарифообразования в стране. Если сейчас в Украине регулирование цен компаний-монополистов осуществляется по так называемому методу "затраты плюс" (тариф формируется на основании расходов компании и ее прибыли. — "ДС"), то мы будем переводить его в систему рrice-cap (формирование происходит на основе макроэкономических показателей. — "ДС")".
Переход к единым розничным тарифам начался в сентябре 2005 г. по инициативе экс-министра топлива и энергетики Ивана Плачкова. Новая система подразумевала выравнивание цен на электроэнергию по всей стране. А поскольку на тот момент предприятия восточного региона (как оптового потребителя) платили меньше, чем компании западного, после введения "единых тарифов" промышленность востока стала ежемесячно субсидировать западных коллег на 80–90 млн грн. Интересно отметить, что одними из самых активных доноров тогда стали Ринат Ахметов и Андрей Клюев, бизнес которых сконцентрирован в восточной части Украины. По мнению наблюдателей, как раз такая экономика и поставила перед Сергеем Титенко задачу вернуться к "рыночному формированию цен". Нужно сказать, что это решение не менее выгодно для всей страны, так как "единые тарифы" заблокировали возможность совершенствовать механизм ценообразования (минимизировать расходы).
Лоббируемое Сергеем Титенко тарифообразование с учетом макроэкономических показателей позволит Нацкомиссии задавать предельный уровень роста тарифов на несколько лет вперед, основываясь на прогнозах. При таких обстоятельствах предприятия будут заинтересованы в снижении своих расходов (по принципу "чем меньше затраты — тем больше прибыль"), а потребители получат реальную цену энергии. Но в этой связи любопытно отметить, что если в начале перехода на price-cap отдельным компаниям заложить низкий "предельный уровень роста тарифов", то в скором времени они окажутся в, мягко говоря, незавидном финансовом состоянии. И предприятия вынуждены будут заняться поиском инвестора, под контроль которого в итоге и перейдут. Кстати, знающие люди говорят, что площадка для приватизации энергетики по-донецки уже создана: в наблюдательных советах энергокомпаний НАК "Энергетическая компания Украины" (управляется Игорем Глущенко, экс-генеральный директор ООО "Востокэнерго" Рината Ахметова) расставила своих людей, НКРЭ повысила тарифы облэнерго, а тепловая генерация активно занялась реконструкцией производственных мощностей за заемные средства.
На этом фоне задачи нового директора ГП "Энергорынок" Александра Рогозина выглядят не менее масштабно. "Рогозин будет заниматься реформированием самого рынка — рефинансирование, реструктуризация долгов и так далее. Но для того, чтобы он смог поставить систему на поток, ему придется заново построить финансовый и юридический контроль со стороны "Энергорынка", — утверждают эксперты. Напомним, что на сегодняшний день кредиторская задолженность "Энергорынка" превышает 15 млрд грн., а дебиторская достигает 14 млрд грн. Так что в этом контексте для Александра Георгиевича действительно открывается непаханое поле работы. Помимо этого, можно предположить, что "Энергорынок" как минимум сохранит традицию, заложенную с августа 2006 г., когда при относительно равных объемах отпуска электроэнергии в рынок (2005 г. к 2006 г.) генкомпании (например, государственная "Центрэнерго" и ахметовская "Востокэнерго") получали разную оплату.
Эксперты отмечают, что какими бы ни были действия новых руководителей НКРЭ и "Энергорынка", сам факт их назначения с подачи Андрея Клюева в очередной раз подтвердил четкое разделение отечественного топливно-энергетического комплекса между двумя группами: Ринат Ахметов–Андрей Клюев курируют электроэнергетический комплекс, Дмитрий Фирташ–Юрий Бойко — нефтегазовый.
Кстати, скоро такое разделение, возможно, будет подтверждено еще раз: по данным источников "ДС", в ближайшем будущем НАК "Нафтогаз України" может быть выведен из управления Кабмина и подчинен Минтопэнерго. Подобная рокировка — далеко не первая. В январе 2003 г., когда г-н Бойко возглавлял правление НАКа, Кабинет Министров переподчинил компанию профильному министерству. В результате все полномочия по принятию стратегических решений деятельности нефтегазового монополиста формально перешли к тогдашнему министру топлива и энергетики Сергею Ермилову. Фактически единоличным вершителем нефтегазовой судьбы страны был президент Леонид Кучма.
Теперь, похоже, на эту роль претендует связка Бойко–Фирташ, что в свете возможных событий (имеются в виду новые газовые отношения с Россией) вполне обоснованно.