По информации "ДС", Виктор Ющенко и Виктор Янукович заключили на прошлой неделе своеобразное соглашение о разделе сфер влияния. Вербальный пакт Ющенко–Януковича констатирует желание двух глав — государства и правительства — вернуться к конструктивному общению. На практике это означает, что Виктор Ющенко трижды на минувшей неделе корректировал свое решение относительно сотрудничества с Кабинетом Виктора Януковича: поначалу он хотел вывести из состава правительства всех "оранжевых" министров, затем договорился с Виктором Федоровичем о продлении каденции руководителя МИДа Бориса Тарасюка, министров обороны Анатолия Гриценко и внутренних дел Юрия Луценко. А в субботу неожиданно даже для своих однопартийцев заявил о необходимости продолжить переговоры о создании широкой коалиции. И в этом немалая заслуга лично Виктора Януковича, а также его коллег. "Регионалы" как могли подыгрывали "дружелюбному" Президенту, поскольку имитация сотрудничества с гарантом Конституции призвана обернуться для Кабмина мощным подспорьем на дипломатическом фронте. Виктор Федорович и дальше сможет убеждать европейцев и американцев в том, что он самый эффективный инсталлятор президентской программы европейского преобразования страны, что поможет ему побыстрее проникнуть в важные кабинеты Старого и Нового Света. Теперь дело за малым — политическим партнерам осталось научиться работать в новом формате: главе государства постепенно привыкнуть к тому, что его полномочия в значительной мере превратились в бутафорские, а главе правительства — что с "Леопольдом, подлым трусом" необходимо время от времени считаться.
Луценко стал окопом
Первый перелом случился в прошлый четверг утром. Страна ожидала анонсированной отставки всех "оранжевых" министров, в том числе и прошедших по президентской квоте. Однако на поверку оказалось, что уходят только чиновники-"нашеукраинцы", тогда как главы Минобороны, МИДа и МВД сохранят свои посты. Все трое откровенно заявили, что решение о продолжении работы за них принял Виктор Ющенко. Наиболее откровенным был Юрий Луценко. Отзывая свое уже отосланное заявление об отставке, он сказал: "Так решили Президент и премьер… Я буду передовым окопом демократии в Кабмине".
Как стало известно "ДС", разговор между первыми лицами состоялся накануне. Виктор Андреевич поставил в известность Виктора Федоровича, что забирает из Кабмина "своих" министров, твердо отказавшись возобновить коалиционные переговоры. Глава государства согласился оставить за собой только руководителей МИДа и Минобороны, поскольку по Конституции именно Президент "осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства и обеспечивает национальную безопасность", а потому обладает исключительным правом на представление в парламент кандидатур глав данных ведомств. Конечно, антикризисная коалиция может отправить этих министров в отставку, однако назначить кого-либо другого без представления Виктора Андреевича она не сможет. Так что либо парламент вынужден будет пойти навстречу главе державы, либо Кабмину придется работать без двух министров. Желая избежать этой патовой ситуации, Президент и премьер договорились оставить их при должностях. По данным "ДС", "паровозом" к остающимся чиновникам прицепили и г-на Луценко, чему Виктор Янукович тоже не очень препятствовал: при Юрии Витальевиче "бандитам тюрьмы" все равно не светят, зато никто не скажет, что "донецкий министр крышует криминалитет". ПР вполне удовлетворяют донецкие милиционеры и на уровне замов г-на Луценко.
Так что когда парламент удовлетворит прошения об отставке "нашеукраинцев", в правительстве "осиротеют" министерства юстиции (Роман Зварич), здраво- охранения (Юрий Поляченко), молодежи и спорта (Юрий Павленко), культуры и туризма (Игорь Лиховой). Ранее вакантной "НУ" сделала должность главы МЧС, которую Виктор Балога променял на кабинет руководителя президентской канцелярии.
Барабанщики бьют отступление
Похоже, у Виктора Ющенко были причины "зачистить" Кабмин от своих соратников. Во-первых, большинство из потерянных министерств сами по себе не представляли интереса для Президента как для лица, желающего упрочить свои властные позиции, и использовались лишь для удовлетворения личных амбиций близких Виктору Андреевичу людей. Такие себе "юные барабанщики", от которых проку никакого, только шумовой эффект. Единственное "интересное" министерство — юстиции (Роман Зварич по должности обладал правом оценивать законность решений Кабмина и, соответственно, их визировать) — в интересах главы государства использовалось явно неэффективно, видимо, поэтому Виктор Андреевич и не отстаивал Романа Михайловича.
Во-вторых, Президент уже убедился, что правительство Виктора Януковича будет вести самостоятельную политику, которая противоречит его установкам. И его посыл как давнего сторонника широкой коалиции: "ребята, давайте жить дружно", явно не воспринят потенциальными партнерами. Поэтому, с точки зрения главы государства, смысла в присутствии "НУ" в коалиции нет никакого.
В-третьих, Виктор Ющенко своим требованием отозвать министров хотел помочь блоку "НУ" сохранить логику в его действиях— оппозиционные партии не могут иметь представителей в правительстве.
ПР не видит Президента в оппозиции
Поначалу г-н Янукович довольно резко отреагировал на отставки "наших" министров, уверенно заявив, что "антикризисники" сами на пропорциональной основе разделят вакантные места. Даже прозвучали имена некоторых претендентов. Эксперты прочили на должность главы Минюста "адвокатов Януковича" замминистра Кабмина Александра Лавриновича и депутата Елену Лукаш. Еще раньше обсуждалась возмож- ность назначения в Минкульт и Минздрав беспартийных экс-министра Юрия Богуцкого и академика Александра Возианова. На МЧС и Министерство молодежи и спорта якобы претендовали депутаты от ПР Владимир Сивкович и Виталий Хомутынник.
Но потом "регионалы" опомнились и началась массированная кампания по обработке Президента. Лидеры правящей коалиции призывали Виктора Андреевича вернуться за стол переговоров и называли анонсированные отставки нелепостью. Они фактически дали понять главе государства, что обо всем можно договориться. Народный депутат от ПР Анна Герман подтвердила "ДС", что "все "нашеукраинцы" в свое время были приняты на работу в Кабмин не из-за их феноменальных профессиональных качеств, а лишь благодаря личным договоренностям Президента и премьера, и ПР не будет спешить замещать свободные места, пока Виктор Ющенко не скажет своего слова". По мнению Анны Николаевны, Виктор Андреевич может предложить Виктору Федоровичу других людей на свой выбор, и "регионалы" пойдут ему навстречу, так как хотят с ним сотрудничать. Мнение г-жи Герман разделяет и Евгений Кушнарев, который также говорит о том, что антикризисная коалиция очень хочет найти свой формат отношений с гарантом Конституции и готова не только ввести его людей в правительство, но и внести в закон о принципах внешней и внутренней политики Украины пункты пресловутого универсала. А "регионалка" Елена Лукаш заметила, что "у министров есть десять дней для того, чтобы отозвать свои заявления".
Эти тирады "сине-белых" можно было бы считать запоздалым раскаянием, если бы не субботнее заявление Виктора Ющенко, которое можно назвать третьим переломом во взглядах главы государства. "Моя позиция — это политическая консолидация с разными силами, в том числе Партией регионов, СПУ, парламентскими и внепарламентскими силами,— сказал Президент на пресс-конференции после закрытия съезда "НУ" в субботу. — Быть или не быть в оппозиции, будет зависеть от того, насколько тема консолидации будет принята нашими партнерами и союзниками". Заметим, что на сегодня не проведены финальные дискуссии, которые определили бы конечную позицию партии. В переводе с президентского языка на общечеловеческий это значит, что Виктору Федоровичу и его команде удалось найти те слова, которые стерли из памяти главы государства все обиды сентября, проигнорированные правительством указы, подданых обструкции "оранжевых" губернаторов и т. д. С прошлой субботы Виктор Ющенко снова живет надеждой стать Президентом всея Украины, государства, где правит антикризисная коалиция. Надолго ли у Виктора Андреевича эти иллюзии, сказать сложно, ибо в последнее время он особо отличается своей "последовательностью".