Гайдуку дали электрический стул

На прошлой неделе глава государства наделал немало шума на энергетическом рынке страны. Его указ, направленный на ликвидацию НАК "Энергетическая компания Украины", фактически дал старт очередному переделу сфер влияния в отрасли. Правда, реакция правительства показывает, что этот процесс будет крайне непростым.

Забрать подаренное
В начале минувшей недели озабоченность главы государства энергетической безопасностью страны материализовалась в довольно интересном документе. Президент Виктор Ющенко отменил указ своего предшественника Леонида Кучмы, в соответствии с которым на украинском энергорынке появился мегамонстр под названием НАК "Энергетическая компания Украины". Как следует из комментариев Секретариата гаранта Конституции, отмена указа обусловлена тремя причинами. Во-первых, принимая указ об организации "Энергетической компании Украины" в январе 2004 г., Леонид Кучма превысил свои конституционные полномочия (Основной Закон не предусматривает права Президента создавать объект хозяйствования и давать поручения о закреплении пакетов акций энергокомпаний в НАК, правда, компания создавалась постановлением Кабмина). Во-вторых, в феврале 2006 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил правительству рассмотреть правомерность создания НАК и целесообразность ее существования. И в-третьих, компания представляет собой природную монополию на национальном рынке энергогенерации. На основании изложенного Виктор Ющенко издал указ, которым отменил решение Леонида Кучмы о создании НАК, скромно поручив правительству привести свои нормативные акты в соответствие с данным документом.

Реакция Кабмина на президентский почин была вполне ожидаемой. Наиболее понятно ее изложил не отягощенный дарами Мельпомены глава правительства Виктор Янукович. "Не нужно так строить отношения с правительством. Мы будем призывать Президента к сотрудничеству. Единоличные решения приниматься не будут, — сказал Виктор Федорович. — Может, такой указ и следовало принимать, но нужно было предварительно посоветоваться с людьми, которые работают в этой отрасли". Анализируя реакцию "людей из отрасли" на указ, понять Виктора Ющенко, принявшего решение не тратить времени на интеллектуальные дебаты, не так уж сложно. Например, профильный министр Юрий Бойко считает, что гарант продолжает добросовестно передавать свои полномочия правительству. "Это продолжение конституционной реформы. Согласно ее положениям ряд указов Президента заменяются постановлениями Кабинета Министров — это исключительно техническая процедура, которая будет внедряться в соответствии с Конституцией и полномочиями правительства", — говорит Юрий Анатольевич. Экс-менеджер СКМ, руководитель НАК "Энергетическая компания Украины" Игорь Глущенко также уверен, что указ Виктора Ющенко не означает ликвидацию компании.

Становление
Формальным обоснованием создания НАК "Энергетическая компания Украины" называлось повышение эффективности управления электроэнергетическим комплексом. В уставный фонд компании (9,8 млрд грн.) были переданы государственные акции 43 предприятий: облэнерго, гидро- и теплогенерации, а также экспортер электроэнергии "Укринтерэнерго". Глубинным смыслом формирования НАК являлось прекращение вакханалии с отчуждением энергетической госсобственности. Правда, к моменту создания "Энергетической компании" самые яркие события рынка были уже позади (в 2001 г. три электростанции "Донбассэнерго" и часть сетей "Донецкоблэнерго" за долги перешли в собственность Рината Ахметова, а основные фонды "Луганскоблэнерго" достались Виктору Пинчуку). Самим же решением о создании энергетической НАК Украина обязана руководителю РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу. В партнерстве с российским другом Павла Лазаренко Константином Григоришиным и Виктором Пинчуком, которого многие называли "свободной экономической зоной Леонида Кучмы", председатель РАО решил создать холдинг из 10 украинских облэнерго. Но "смотрящим" за планами расшалившихся Анатолия Борисовича, Константина Ивановича и Виктора Михайловича был поставлен близкий Президенту Олег Дубина, после чего поползновения российско-украинского альянса на ТЭК сошли на нет.

По иронии судьбы, Виктору Ющенко, чтобы усилить влияние на электроэнергетику, необходимо распускать компанию. В соответствии с законодательством для этого указ Президента должен быть завизирован премьер-министром и утвержден решением правительства. Учитывая позицию г-на Януковича, можно смело предположить, что решение главы государства в обозримом будущем не будет одобрено Кабмином. Дело в том, что после ликвидации НАК у Минтопэнерго останутся только формальные полномочия по управлению энергокомпаниями. Во-первых, ведомство г-на Бойко лишится права инициировать собрания акционеров предприятий, так как акции возвратят в управление ФГИУ. Это означает, что стратегические вопросы назначения руководителей и распределения прибыли компаний, а также неофициальные рекомендации по закупкам сырья и оборудования у того или иного предприятия теперь будут проходить через Валентину Семенюк. Во-вторых, пути приватизации энергетики, которыми в министерстве активно занимаются последнее время, тоже будут зависеть сугубо от инициативы главы Фонда. А видение их у министра топлива и Валентины Петровны отличается. К примеру, не так давно Минтопэнерго отказалось визировать подготовленный ФГИУ план продажи малых пакетов акций энергокомпаний.

Высокие отношения
По очередной иронии судьбы, реализовать стратегию г-на Ющенко поможет сыгравший неоценимую роль в становлении пришедшего к власти конгломерата донецкого бизнеса Виталий Гайдук. Для назначения Виталия Анатольевича секретарем СНБО у главы государства было несколько причин: наличие значительного опыта работы в ТЭК (отрасль всегда оставалась объектом пристального внимания Совбеза как стратегически важная для страны) и открытая поддержка лидера "оранжевых" на выборах-2004.

Вообще Виталий Гайдук, в отличие от остальных представителей президентской ветви власти, слывет большим знатоком "кухни" донецких и очень хорошим переговорщиком. Поэтому можно допустить, что пока правительство будет противиться выполнению указа Президента, Виталий Анатольевич займется сбором весомых доводов. В качестве дополнительных аргументов упирающемуся Кабмину могут поступить предложения откорректировать другие планы донецких в ТЭК. Например, под видом уменьшения зависимости Украины от ядерных услуг России и преодоления энергетической зависимости СНБО с согласия главы государства сумеет изменить наметившуюся тенденцию замораживания строительства хранилища отработанного ядерного топлива либо приостановить новые попытки "оптовых" продаж областных газоснабжающих компаний нерезидентам. Или заблокировать планы Минтопэнерго по привлечению НАЭК "Энергоатом" в качестве заемщика средств на создание собственного ядерно-топливного цикла из-за неоправданного риска. После того, как количество доводов и аргументов окажется достаточным для эффективных переговоров с элитой донецкой власти, может выясниться, что позиции правительства вовсе не так непоколебимы, как это кажется сейчас.