Тот же брокер, только в профиль. Новации Госфинуслуг заставили брокеров менять статус, чтобы не остаться без денег

Страховые брокеры постепенно теряют работу. По итогам прошлого года посредники принесли страховщикам вдвое меньше платежей, чем в 2004 г. По прогнозам экспертов, в текущем году объем их услуг может сократиться еще больше. Причина тому — введенное Госфинуслуг вето на получение брокерского вознаграждения от страховых компаний и требование об оплате услуг посредников не страховщиками, а страхователями. Впрочем, брокеры быстро сориентировались и нашли способ обвести регулятора вокруг пальца. Теперь они зарабатывают деньги, оказывая агентские услуги.

Запрет Госфинуслуг на получение брокерами комиссионных от страховых компаний начал действовать с прошлого года. Регулятор мотивировал свое требование тем, что брокеры обязаны отстаивать интересы страхователей, а потому оплачивать их услуги должны не страховщики, а именно клиенты. Посредники предприняли немало попыток убедить надзор в том, что большинство страхователей с большим скрипом покупают даже полисы и уж тем более не готовы оплачивать еще и услуги посредников. Однако все они оказались безуспешными. В результате ряды брокеров стали редеть. Если на начало 2004 г. их насчитывалось 81, то к первому января 2006 г. свою работу продолжало лишь 68. "Многие из них сдали свои свидетельства и зарегистрировались как агентские структуры. Такая схема работы более выгодна — агенты по закону получают вознаграждение от страховых компаний", — пояснил "ДС" генеральный директор Федерации страховых посредников Украины (ФСПУ) Сергей Иншаков. Параллельно стал снижаться и объем премий, которые брокеры приносят в страховые компании. По итогам 2004 г. сумма платежей, полученных по договорам страхования и перестрахования, заключенным при посредничестве брокеров, составляла 345,1 млн грн., а в 2005 г. — только 168,3 млн грн.

Более чем двукратное снижение объема привлеченных посредниками премий эксперты поясняют просто. Оставшимся на рынке брокерам, чтобы не лишиться заработков, пришлось пойти на хитрость. Большинство из них, продолжая работать, начали регистрировать при себе агентские структуры. "В прошлом году мы почувствовали резкий отток клиентов и были вынуждены менять тактику работы. Зарегистрировали новое юридическое лицо — агента, который заключил договоры с несколькими СК и стал продавать их полисы. Таким образом поступили практически все брокеры, в том числе и международные. Сегодня именно агентская структура приносит нам львиную долю платежей. Из 15,8 млн грн. премий, привлеченных нашей компанией в прошлом году, только 12% мы получили как брокер, остальные — вклад агентов. Это означает, что только 12% наших клиентов готовы платить за услуги посредника", — говорит директор ООО "Страховой брокер "Дедал" Ибрагим Габидулин.

На сегодняшний день брокерское вознаграждение из своего кармана безропотно платят лишь крупные юридические лица (как правило — это компании с иностранным капиталом). Требование о страховании через того или иного международного брокера, имеющего представительство в Украине, им выставляют материнские структуры, тем самым не оставляя простора для маневров. Средний и малый бизнес, не говоря уже о физлицах, предпочитает идти в обход. Они либо заключают договоры со страховщиком напрямую, либо пользуются услугами агентов.

Сами участники рынка убеждены, что произошедшие метаморфозы отнюдь не на руку страхователям. По закону брокер является независимой фигурой, которая действует в интересах страхователя — подбирает для него оптимальные продукты, следит за проведением выплат, участвует в урегулировании убытков и даже отстаивает его интересы в суде. В отличие от него агент беспрекословно подчиняется страховщику. Его основная функция — продать полис и принести компании платеж. А все проблемы с получением возмещения, оформлением страхового случая — это уже забота самого клиента.

Запрет на получение комиссионных от страховых компаний — не единственная причина наступившего на брокерском рынке застоя. Согласно статистике Госфинуслуг наиболее в прошлом году ощутимо упали платежи по договорам перестрахования, заключенным через брокеров. В 2004 г. посредники помогли перестраховать риски на сумму 308,4 млн грн., в 2005 г. — только на 119,1 млн грн. Виной тому — опять-таки несовершенство законодательной базы. По Закону "О налогообложении прибыли предприятий" операции размещения рисков при посредничестве брокеров облагаются 3%-ным налогом. Разумеется, что отстегивать в бюджет 3% от суммы уходящих в перестрахование платежей страховщикам невыгодно (тем более что через брокеров размещаются преимущественно очень крупные — морские, авиационные и др. риски). Но они нашли выход и из данной ситуации. "Сейчас распространена практика, когда брокеры оказывают компаниям содействие в заключении договоров перестрахования, но при этом не "пропускают" через себя деньги. Платеж уходит напрямую перестраховщику, и таким образом удается избежать налога. А впоследствии перестраховщик, у которого размещаются риски, выплачивает посреднику комиссионные", — пояснил г-н Иншаков. Сами брокеры не отрицают, что в большинстве случаев вынуждены проводить такие теневые операции. Но объясняют это безвыходностью ситуации. "Любой бизнес должен находить возможность работать в том законодательном поле, которое есть на сегодняшний день", — отметил один из руководителей брокерской компании, пожелавший остаться неназванным.

По прогнозам участников рынка, в текущем году ситуация на брокерском рынке едва ли изменится к лучшему. Посредники надеются, что их судьбу сможет облегчить новый закон "О страховании", над проектом которого сейчас совместно работают Госфинуслуг, Лига страховых организаций и ФСПУ. По слухам, брокеры уже достигли взаимопонимания с регулятором, по крайней мере, по вопросу оплаты комиссионных. Однако не факт, что комиссия снова не изменит свою точку зрения, тем более что в Госфинуслуг вот-вот может появиться новый руководитель.