"Приват" продолжает жировать. Днепропетровцы вплотную занялись наращиванием веса в масложировой отрасли

В апреле–мае сразу два масложировых комбината Украины решили значительно увеличить свои уставные фонды. 25 апреля на собрании акционеров Львовского жиркомбината было принято решение об увеличении капитала на 46,89 млн грн. — до 63,86 млн грн. А 12 мая аналогично поступили совладельцы Харьковского жирового комбината (на 66,2 млн грн. — до 72,86 млн грн.). Оба собрания акционеров проходили в Днепропетровске, и мотивацией увеличений капиталов обоих предприятий было названо пополнение оборотных средств, а также их техническое развитие.

По данным "ДС", оба комбината, являющиеся крупнейшими участниками рынков маргарина и майонеза, входят в сферу влияния акционеров Приватбанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, причем этими активами партнеры обзавелись относительно недавно. Львовский жиркомбинат вошел в сферу влияния днепропетровских миллиардеров в 2004 г. — это предприятие было приобретено "Приватом" у холдинговой компании "Киев-Донбасс" братьев Вячеслава и Александра Константиновских. Его новыми собственниками в равных долях (23,24%), не требующих разрешения Антимонопольного комитета, тогда стали днепропетровские компании "Вард", "Корсан", "Виолинт" и "Ферона". В 2005 г. акционеры Приватбанка приобрели контрольный пакет акций Харьковского жирового комбината у структур, близких к Константину Григоришину. Помимо известных приватовских оффшоров Ravenscroft Holdings Limited и Melchet Invest Ltd, в составе совладельцев жиркомбината появились упомянутые "Ферона" и "Вард".

С конца 90-х гг. в распоряжении акционеров Приватбанка находится еще один крупный участник рынка — Запорожский масложировой комбинат. В 2004 г. его уставный фонд был увеличен на 297,3 млн грн. — до 372,56 млн грн., а привлеченные от акционеров деньги направлены на модернизацию и строительство новых мощностей.

Сегодня, имея в своем распоряжении три крупных завода, "Приват" является одним из главных участников рынков майонеза и маргарина Украины. Львовский жировой комбинат — второй по величине, после принадлежащего Nestle "Волыньхолдинга", производитель майонеза в стране. Харьковский завод входит в первую десятку производителей майонеза, а Запорожский масложиркомбинат выпускает более 20% украинского маргарина. Учитывая многомиллионные финансовые вливания, которые "Приват" осуществил в последнее время в свои "жирные" активы, доля днепропетровцев на рынке уже скоро может увеличиться.

Если, конечно, днепропетровские владельцы майонезных рек и маргариновых берегов правильно распорядятся средствами доп- эмиссий. Наблюдатели полагают, что значительная часть привлеченных денег может пойти не столько на техническое переоснащение, сколько на брэндирование. Так, Львовский ЖК, до недавних пор арендовавший раскрученную торговую марку "Щедрый дар" у владельцев жиркомбината "Стрелецкая степь", в конце 2005 г. это право утратил, поэтому сейчас вынужден выводить на рынок новый брэнд — "Щедро". Еще одна проблема, которая может стать серьезным препятствием для развития приватного масложирового бизнеса, — обострившиеся сырьевые войны между представителями масляного и майонезно-маргаринового сегментов "жирного" рынка за семечку. Причем здесь у небедных днепропетровцев появляются еще более могущественные европейские и американские конкуренты. Например, недавнюю активность миноритарных акционеров на принадлежащем транснационалам Bunge — Днепропетровском маслоэкстракционном заводе (ТМ "Олейна"), которая немного подпортила жизнь мажоритариям, местные наблюдатели связывают именно с конфликтом украинских и международных масложировых королей, которым все труднее становится закупать достаточно сырья по приемлемым ценам. Следствием нагнетания страстей вокруг Днепропетровского МЭЗ стало скрупулезное изучение украинскими налоговиками минимизаторских схем с участием сырьевого трейдера Bunge — киевской компании "Сантрейд". И хотя не так давно днепропетровские нологовики официально заявили, что претензий к "Олейне" не имеют, конфликт успел дойти до самых верхов украинской власти. Расставание "Привата" с ТМ "Щедрый дар" также склонны связывать с сырьевыми противоречиями между национальным и международным капиталом. "Приват" имеет традиционно сильные позиции в аграрном секторе, а транснационалы — производители рафинированных подсолнечных масел — могут давать за подсолнечник большую цену. Но если раньше семечки хватало на всех, то с наращиванием производства на масложировом рынке становится тесно. Возможно, именно поэтому после продажи холдингом "Киев-Донбасс" в 2004 г. "Стрелецкой степи" международной Kernel Group днепропетровцев и "отлучили" от популярного брэнда. А станет ли адекватной заменой "Щедрому дару" созвучная "Щедро", пока не ясно. В любом случае на раскрутку нового брэнда придется потратиться.