Мариупольским портовикам удается частично выполнять план при помощи единственного в Украине ледокола. Бердянский порт замерз до весны и подсчитывает убытки. Лишь на работе Керченского морского торгового порта низкая температура пока не отразилась: руководство утверждает, что порт работает в обычном режиме.
В этом году ледовая кампания на Азове стартовала 16 января. Пока мариупольские докеры работают, но процесс переработки грузов идет значительно медленнее обычного, и сейчас уже отмечено отставание от плана. "Такой обстановки у нас не было уже несколько лет. В этом году испытывала трудности даже Одесса — акватория порта замерзала, что вообще очень редко случается", — говорит капитан Мариупольского торгового порта Сергей Перепичаев. В январе мариупольцы выполнили финансовый и производственный планы (было переработано 1,2 млн т груза), но убытки из-за сниженных объемов переработки груза в феврале пока не подсчитывали. "Я не могу однозначно назвать размер убытков, так как необходимо подсчитывать сэкономленные средства: часть работников мы отправили в отпуск и сократили расходы на ряд мероприятий", — говорит заместитель начальника Мариупольского порта по экономике Алла Кравченко.
По данным "ДС", на прошлой неделе при помощи ледокола в Мариупольский порт было заведено всего восемь судов. В отличие от Мариуполя, работа по обслуживанию судов в Бердянском порту остановилась месяц назад. Начальник Бердянского морского порта Владимир Пикинер сообщил "ДС", что с 23 января в порт не зашло ни одно судно. "Последним из Бердянска вышло болгарское судно и до сих пор не зашло в Керченский пролив. Пока от приемки груза сухопутным путем и транзитных грузов мы стараемся не отказываться, но экспортный грузопоток на прошлой неделе мы практически приостановили", — утверждает г-н Пикинер. По его словам, сейчас в Бердянском порту скопился большой объем груза — используются все свободные площади под складирование, чтобы позже наверстать упущенное.
Кроме того, тяжелая ледовая обстановка заставила бердянских докеров перейти на четырехдневную рабочую неделю, а ежесуточные убытки по условно постоянным затратам составляют 70–90 тыс. грн. И убыток порта к концу февраля может достичь 3 млн грн. "Если мы будем стоять до конца февраля, то объем груза, который не переработает порт, составит минимум 150 тыс. т. А сейчас у входа в Керченский пролив стоят несколько судов, которых мы должны обслужить. Они также терпят убытки, ожидая возможности зайти в порт", — сказал начальник Бердянского порта. Он считает, что исправить ситуацию может буксир ледового класса, который 14 февраля должны спустить на воду в Николаеве. Но если он придет через неделю, то 3 млн грн. — это самые оптимистичные убытки Бердянского порта.
По наблюдениям азовских докеров, подобной ледовой обстановки на Азове не было более 20 лет, и по самым оптимистичным прогнозам, разрядится она минимум через месяц — сейчас толщина льда в азовском бассейне достигает 50 см. Больше всего портовики сетуют на отсутствие ледоколов. В период "развитого социализма" азовский бассейн обслуживали три ледокола. Но еще накануне обретения Украиной независимости один из них был списан, а второй продан. В настоящее время работает один ледокол, который принадлежит Мариупольскому торговому порту, и несколько буксиров ледокольного класса. "Сейчас мы используем судно, которое представляет собой музейный экспонат (ледоколу "Капитан Белоусов" — 53 года. — "ДС"). Причем в период ледовой кампании "Капитан Белоусов" привлекается для выполнения несвойственных ему задач (снятие судов с мели, спасение морских платформ по добыче газа и нефти. — "ДС"), и тогда порт вообще останавливается", — говорит Сергей Перепичаев.