На минувшей неделе парламент принял изменения к некоторым законам, расширив полномочия государственного регистратора. Новации направлены на стандартизацию украинского законодательства с правовым полем стран—членов ЕС, а также повышение открытости отечественных частных компаний. Впрочем, у желающих сохранить состояние своих финансов в тайне по-прежнему остается достаточно возможностей.
Изменить порядок ведения реестра юридических лиц и частных предпринимателей власть обязалась в рамках плана действий "Украина — Европейский Союз", утвержденного в прошлом году. "Теперь в Государственном реестре будет фигурировать более полная информация о лицах, представляющих интересы компании, а также хозяйственной деятельности самих предприятий, что позволит субъектам хозяйствования лучше узнать своих контрагентов", — пояснила заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Ксения Ляпина. Плата за получение таких сведений от регистратора будет минимальной — закон ограничивает ее размером понесенных административных расходов на их поиск в реестре.
В соответствии с новым законом предприятия всех форм собственности, кроме государственных, а также частные предприниматели обязаны будут предоставить регистратору данные о своем менеджменте (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика) — лицах, входящих в органы управления и уполномоченных от имени юрлица заключать сделки с контрагентами. Помимо этого, более полная информация будет храниться в Госреестре и о самих компаниях — отныне они должны ежегодно подавать туда отчеты о финансовых результатах хозяйственной деятельности.
В погоне за повышением прозрачности отечественного бизнеса депутаты создали очередное дублирование полномочий. До сих пор "информационно неохваченными" оставались лишь общества с ограниченной ответственностью и частные предприниматели. Что касается акционерных компаний, то они и без того уже раскрывают всю свою подноготную перед Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, которая знает не только о состоянии финансов АО за отчетный год, но и об их акционерах, владеющих пакетами акций от 10% и более. Кроме того, финансовые отчеты акционерных обществ в обязательном порядке публикуются в официальных изданиях. Однако и это не всегда помогает заинтересованным лицам узнать реальное состояние дел на предприятии. "Стандарты бухучета и отчетности позволяют бухгалтеру, не выходя за их рамки, сделать показатели компании лучше или хуже. Иными словами, он имеет возможность откорректировать на бумаге финансовые показатели предприятия. Слишком явные финансовые фантазии должен был бы заметить аудитор, поскольку именно на него возложена функция контроля за достоверностью бухгалтерской и финансовой информации. Но дело в том, что контроль деятельностью его самого весьма слаб. Скажем, есть случаи, когда один аудитор осуществляет в год до полутора сотен проверок. Для сравнения, Pricewaterhousecoopers за год проводит в Украине около 10 ревизий. Понятно, что проверка, проведенная таким "многостаночником", вряд ли выявит допущенные нарушения", — говорит директор Украинского института развития фондового рынка Дмитрий Леонов. Как утверждают аналитики, не всегда искажения в отчетности могут обнаружить в самой ГКЦБФР — ее штат слишком мал для того, чтобы детально анализировать каждый поданный документ. О том, что "правильную" отчетность станут подавать регистратору, работники которого вообще не связаны с финансами, и говорить не приходится. Единственное, чего парламент действительно достиг, приняв новый регистрационный закон, так это выполнил взятые страной политические обязательства.