Очередной кассетный ремикс
Политики сразу в нескольких политических лагерях по-новому прослушивают пленки Мельниченко: БЮТ и социалисты ищут в этих записях обвинения в адрес Владимира Литвина, тогда как сторонники спикера Верховной Рады пытаются инкриминировать лидеру социалистов Александру Морозу подрыв национальной безопасности страны. Таким образом, пленки, а также связанное с ними дело Гонгадзе имеют все шансы превратиться в одну из центральных тем парламентской избирательной кампании.
"Мельниченко-рекордс" снова на высоких позициях в чартах
Так называемое дело Литвина начало формироваться после публичных конфликтов между командами Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Обвинения друг друга в коррупции и в провале программы экономических реформ вызвали у значительной части "оранжевого" электората разочарование, и украинцы постепенно начали искать альтернативу своим любимцам времен Майдана. По проведенным социологическим замерам, больше всего эта ситуация оказалась на руку ранее малоизвестной Народной партии. Если еще несколько месяцев назад "народники" пребывали на аутсайдерских позициях в рейтингах народных симпатий, не имея видимых шансов проскочить парламентский проходной барьер в 3% голосов избирателей, то сегодня партия Владимира Литвина догоняет коммунистов. Согласно последнему, сентябрьскому, опросу общественного мнения, проведенному фондом "Демократические инициативы", лидируют Партия регионов (20,7%) и Блок Юлии Тимошенко (20,5%), далее с заметным отрывом идут Народный союз "Наша Украина" (13,9%), Социалистическая (10,5%), Коммунистическая (7,6%) и Народная партия (5,7%). Замыкают список проходных партий прогрессивные социалисты г-жи Витренко (3,3%). Причем директор фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив в разговоре с "ДС" отметил, что у Народной партии на сегодняшний день самая большая динамика в росте электоральных симпатий и происходит это на фоне сентябрьского падения рейтингов почти всех политиков национального масштаба.
Сам такой…
Однако такой рост популярности Народной партии вызвал заметное раздражение остальных политических сил, и в результате на свет появился компромат на ее лидера Владимира Литвина.
Первым вспомнил о том, что спикер фигурировал на пленках Мельниченко, экс-вице-премьер Николай Томенко, ставший сегодня политическим соратником Юлии Тимошенко. (Напомним, что записи Мельниченко указывают на то, что Владимир Литвин как глава администрации Президента якобы подстрекал Леонида Кучму расправиться с Гонгадзе). Почин оперативно поддержали социалисты: в рупоре партии — газете "Товарищ" Владимир Литвин прямо назван подстрекателем убийства журналиста.
Ответ не заставил себя ждать. В своей "Народной" газете группа поддержки спикера предположила, что пленки Мельниченко монтировались именно под убийство Гонгадзе. Этот же тезис впоследствии озвучил и г-н Литвин, добавив, что вскоре будет установлено, кто и в какой квартире с 18 сентября по 5 октября монтировал файл с записями разговоров в кабинете экс-президента Леонида Кучмы, а "за два дня до этого, 16 сентября, украинский журналист Георгий Гонгадзе исчез". В словах спикера был явный намек на депутата-социалиста Николая Рудьковского как "главного инженера монтажа" пленок. Ранее Генпрокурор Украины Святослав Пискун говорил, что эти записи, системный блок компьютера и два компакт-диска, изъятые 18 января 2001 г. у Сергея и Николая Рудьковских, официально приобщены к материалам уголовного дела еще в 2001 г. Согласно выводам экспертизы компьютерные файлы и цифровые записи датированы 18 сентября 2000 г. "Я хотел бы, чтобы этот уважаемый господин рассказал, почему в течение месяца и на какой квартире проводился монтаж пленок. Кто был организатором прослушивания кабинета Кучмы, тот непосредственно и причастен?" — задал риторический вопрос спикер.
Новый поворот старой истории
Для политического пиара (то ли черного, то ли белого) не имеет большого значения, насколько озвучиваемая информация отвечает действительности. Намного важнее эффект новизны и оригинальности. Обвинениям спикера в подстрекательстве уже года четыре, и вряд ли их сегодняшняя ретрансляция возымеет успех у избирателей. Поэтому сейчас социалисты добиваются суда "над заказчиками и исполнителями убийства Гонгадзе". "Сначала подельники расчленили тело Георгия, а теперь под давлением Генеральная прокуратура расчленила дело на несколько эпизодов", — заявил Николай Рудьковский, добавив, что судить будут только исполнителей преступного приказа. Тогда как социалисты не скрывают, кого хотели бы увидеть в зале суда: если ранее "кассетный скандал" и дело Гонгадзе использовались в борьбе с президентом Кучмой, то сегодня СПУ стремится переориентировать их на спикера Литвина.
Но суду, о котором мечтают социалисты, вряд ли суждено состояться. И главная причина в том, что в таком расследовании не заинтересован, как считают многие политики, сам Президент Ющенко, молчаливо взирающий на то, как Генеральный прокурор Пискун свел следствие по делу Гонгадзе к выявлению исполнителей — самых мелких сошек в самом большом уголовном деле Украины. Наверняка не по собственной инициативе. Благодаря такой неожиданной высокой поддержке, сторонники Владимира Литвина смогли удачно воплотить свою идею: с их подачи парламент создал комиссию по расследованию обстоятельств организации "кассетного скандала" и его влияния на безопасность страны. Фактически речь идет о переформатировании данного скандала: если ранее его соль сводилась к выуживанию из записей компромата на Леонида Кучму и его окружение, то сегодня все сводится к вопросу, кто посмел организовать записи в первом кабинете стране, а также кто и как этой информацией распоряжался. В этом контексте Николай Мельниченко из героя превращается в предателя, а Александр Мороз — в его соратника. Что показательно: за это решение проголосовали 325 народных депутатов из 402 зарегистрировавшихся.