Анатолия Матвиенко, проработавшего в Крыму четыре теплых месяца, можно было бы назвать "курортным премьером", если бы ни далеко не курортные условия, в которых ему пришлось руководить. Он так и не смог ни создать своей команды, ни наладить отношения с депутатским корпусом, ни каким-то образом повлиять на экономическую ситуацию в регионе.
На тропе войны
Если бы слова измерялись мегатоннами, то заявление крымского премьера в понедельник о подготовке в автономии "коррупционного переворота", цель которого — "установить на месте конституционного Совмина теневую структуру", можно было бы приравнять к взрыву атомной бомбы. А радиация от его обвинений в адрес депутатского корпуса о "криминально-финансовых группах, имеющих прикрытие в представительных и правоохранительных органах республики", о "воровских кланах", пытающихся "установить в Крыму коррупционную власть, спрятать крымские криминальные семьи от внимания украинских или международных правоохранительных органов", убила все живое, что еще оставалось в отношениях между премьером и парламентариями. Эта "Хиросима" бабахнула не сразу, а после длительных позиционных военных действий между Анатолием Сергеевичем и частью депутатов, требующих его отставки в течение всего лета и начала осени.
Взаимное раздражение накапливалось изо дня в день, и противники использовали любой информационный повод, чтобы побросать камни в чужой огород. И объяснять ситуацию только закономерными трениями между двумя институтами власти было уже нельзя. Анатолий Матвиенко должен был признаться самому себе: на полуострове, принявшем его в конце апреля, он сумел среди политической элиты нажил больше врагов, чем друзей, и число последних продолжало стремиться к нулю. Одни были обижены на него за то, что он не взял их в свою команду, не предложил какого-нибудь места в правительстве. Другие не могли простить присутствия в Совмине нескольких киевлян. Третьи, наоборот, не хотели в нем видеть некоторых крымчан из старой команды Куницына. А после последнего демарша все они пополнили ряды оппозиции, которая не полюбила президентского посланца с первого взгляда.
Выйдя на тропу войны, он сжег все мосты, по которым возможные переговорщики еще могли пойти навстречу друг другу. Отставка главы крымского правительства стала вопросом уже решенным, даже несмотря на вероятную негативную реакцию Президента. Судя по всему, это понимал и сам премьер.
Легальной причиной добровольного ухода Матвиенко стало поведение депутатов от его партии "Собор", входящей в блок Юлии Тимошенко, отказавшихся поддержать во вторник кандидатуру Юрия Еханурова на пост премьер-министра Украины. В своем письме Президенту крымский премьер написал: "Именно этим объясняется мое заявление о сложении полномочий главы УРП "Собор" и выход из рядов партии. Как бывший лидер я нес всю ответственность за действия партии. Все это дает мне право заявить, что мое пребывание на должности председателя Совета Министров АРК в дальнейшем является невозможным по моральным причинам".
Нужно ли говорить, что крымский парламент с удовольствием отпустил премьера на свободу, тем более что, как выяснилось, Виктор Ющенко предварительно дал на это согласие. Двойное удовольствие депутаты получили от того, что сразу же выразили недоверие всему составу правительства и скоро приступят к приятной обязанности дележа портфелей министров.
Лобное место
Того, кто пойдет на этот пост, в кулуарах сразу же назвали самоубийцей. Привлекательный момент в этой по нынешним временам технической должности только один — возможности главы правительства в использовании админресурса на выборах. Зато негатива целая куча. Во-первых, сроку новому премьеру — только до конца марта. Во-вторых, впереди зима, к которой Крым совсем не готов и виноват в этом будет уже не вчерашний, а завтрашний Совмин.
Но, как оказалось, в стремящихся к суициду недостатка не было. Из десятка претендентов на многострадальный пост депутаты в среду сошлись на трех кандидатурах, имена которых отправили на согласование Президенту. Это Сергей Куницын — нынешний внештатный советник Президента, которого тот в конце апреля отправил в отставку, лидер "оранжевой" фракции и глава регионального отделения Нацбанка Украины Анатолий Бурдюгов и вице-спикер Василий Киселев. Если бы Виктор Ющенко выбрал именно его, то это было бы очень забавно. Василий Алексеевич возглавляет местную ячейку Партии регионов и один из инициаторов создания Блока Януковича, поэтому в случае успеха этой кандидатуры в Киеве о нем можно было бы сказать — он так искусно боролся с режимом, что в итоге его возглавил.
При этом до самого последнего момента в автономии, при поддержке самого г-на Киселева, активно муссировалась информация, что премьерское кресло у него практически уже в кармане. По версии многочисленных источников, якобы его кандидатура стала одним из пунктов торга с "регионалами" в ВР Украины, которые обеспечили 50 своих голосов в поддержку Еханурова.
Но, видимо, или это было вовсе не так, или в самый последний момент Президент передумал, но его выбор пал на Анатолия Бурдюгова. 46-летний лидер "оранжевой" фракции в местном парламенте, где он депутатствует уже третий срок, глава регионального отделения Нацбанка при сегодняшнем безрыбье стал самой оптимальной кандидатурой на пост председателя Совета Министров. Кроме того, премьер Бурдюгов обладает самым главным ресурсом — он не вызывает раздражения ни у основных политических игроков в Симферополе, ни у депутатского корпуса.
Вне игры
Остается ответить на вопрос, почему прежний премьер Анатолий Матвиенко не смог удержать за собой этот пост. Одна из причин: он не захотел принять правил традиционной политической игры на полуострове, на котором в течение последнего десятилетия сформировалась постоянная властная обойма игроков. Возможно, основываясь на своем опыте прикучминского губернаторства, не стал играть в поддавки с парламентом, игнорируя его как институт власти, и отказался раздавать депутатам "доходные" места. Как говорят местные обозреватели, киевский "варяг" вообще мало представлял себе, что такое Крымская автономия и как здесь сложно удерживать баланс, используя вместо привычных кнута и пряника размышления о морали. Кроме того, не успев сделать что-нибудь заметное в экономике полуострова, он взамен генерировал раздражающие многих "дикие" идеи: то дворцы отдать Президенту, то перенести все казино в Крым. Самый громкий прокол — последний проект о выделении более 6 тысяч гектаров вдоль побережья Западного Крыма фирме "Гольф-Сити", представителем которой является Дмитрий Сенниченко — председатель исполкома "Поры". На днях Крымская прокуратура, разбуженная скандалом, сообщила, что направила в Совмин протест по поводу этого решения. Она также проинформировала, что "Город Гольфа", обещавший полуострову миллиардные инвестиции, на самом деле непонятная фирмочка с уставным фондом в 23,7 тыс. грн., недавно зарегистрированная по адресу обычной квартиры в Саках. Но и это бы все простили бывшему премьеру, если бы не самая большая его беда. Анатолий Матвиенко так и не смог показать себя в Крыму представителем сильной киевской власти.