Парижский дебют
На минувшей неделе премьер Юлия Тимошенко отправилась в Париж, чтобы на пути в Европу заручиться поддержкой французов. Париж оказался приветлив с гостьей. Добиться желаемого нашему премьеру, похоже, удалось: в ходе визита подписаны два принципиально новых соглашения в сфере авиаракетостроения и радиоэлектроники, три договора по поставкам газа, а также протоколы соглашений о сотрудничестве в ядерной энергетике и концессии автомобильных дорог.
Деловая часть визита украинского премьер-министра началась с посещения крупнейшего в мире авиасалона Ле-Бурже, причем из-за протокольных неожиданностей Юлия Владимировна приняла участие в церемонии открытия авиасалона рука об руку с министром обороны Франции г-жой Мишель Алью-Мари. Так что переговоры с "самой опасной женщиной в НАТО", как называют Алью-Мари, начались еще до встречи нашего премьера с новым франузским премьер-министром Домиником де Вильпеном. Это обстоятельство выглядело глубоко символичным — страны Восточной Европы кооперируются с НАТО "на шаг быстрее" интеграции в рамках ЕС, и Париж, судя по всему, не намерен делать исключений относительно Киева. Акцент на присоединение нашей страны к системам европейской безопасности прослеживался и в хронологии переговоров премьера. Сперва были подписаны два масштабных документа с предприятиями французского оборонно-промышленного комплекса — договор о стратегическом сотрудничестве с концерном European Aeronautic and Defence System (EADS) и меморандум о взаимопонимании с ракетостроительной корпорацией Sagem. И только потом стороны приступили к обсуждению не менее важных, но более "гражданских" вопросов.
Подписание соглашений с французскими компаниями, работающими на оборону, стало возможным благодаря апрельскому визиту в Киев инспекции Директората безопасности еврокомиссии, которая убедилась в готовности Украины к заключению украинско-европейского соглашения о защите секретной информации. Не забыла упомянуть о секретности и сама г-жа Тимошенко, оставив без комментариев содержание договора с Sagem и очень скупо охарактеризовав соглашение с EADS. "Это полностью конфиденциальный договор, но в общих чертах можно сказать, что он касается космоса, авиастроения, безопасности и охраны границ", — только и сказала она.
Согласно комментариям французской прессы ракетостроительная компания Sagem после недавней модернизации боевых вертолетов для Узбекистана предложила подобные услуги и Украине. Нынешний успех компании в переговорох с нашей делегацией можно объяснить ее давним участием в проекте адаптации к стандартам НАТО систем управления огнем украинских танков и противотанкового оружия. Что касается договора с EADS, то он выглядит более крупным, поскольку состоит из шести отдельных профильных протоколов. Один из них предусматривает подключение Украины к новым европейским спутниковым системам. Этот договор является продолжением рамочного соглашения о присоединении нашей страны к европейскому проекту Galileo, которое было подписано в Киеве накануне визита Юлии Тимошенко в Париж. В рамках этого проекта страны ЕС, Китай и Израиль рассчитывают к 2008 г. развернуть сеть из 30 спутников и избавиться от дорогостоящих и зачастую небезопасных услуг американских и российских систем позиционирования и обнаружения (GPS).
Наиболее деликатной частью договоренностей с EADS является направление по совместному производству и закупке средств приграничной разведки. Украина уже долгие годы испытывает дискомфорт по поводу низкого уровня контроля своих прибережных вод из-за несоблюдения Россией подписанного еще в 1997 г. договора о разделе Черноморского флота. До 2005 г., помимо арендованной базы в Севастополе, по всему побережью Крыма разбросано около двух десятков российских разведывательных пунктов, которые полностью контролируют информацию о происходящем в прибрежных водах. Нам же остается рассчитывать на доброе отношение россиян, поскольку все соответствующие данные получаем только от них. Весной этого года произошел громкий инцидент с российским десантным кораблем "Николай Фельчинков", который крайне обострил эту проблему: надеясь на отсутствие у нашей страны должной системы слежения за навигацией, 23 марта корабль без согласования с Украиной высадил батальон российской морской пехоты на украинский военный полигон Старый Крым. Нынешний договор о закупке Украиной новейших в Европе средств слежения, по всей вероятности, поможет прекратить подобную практику.
Кроме общения с г-жой Алью-Мари Юлия Тимошенко провела переговоры еще с одной высокопоставленной парижской дамой — главой правления ядерно-энергетической промышленной группы Areva Анн Ловержон. Возглавляемая г-жой Ловержон группа Areva была образована в 2001 г. после слияния государственных ядерных компаний Cogema, Frama-tome и CEA Industrie, и к 2004 г. общая сумма продаж группы составила $24 млрд. Основной темой переговоров стало недавно обнародованное намерение Киева обновить парк из 11 атомных реакторов российского производства, срок эксплуатации которых заканчивается через девять лет. Это позволит нашей стране снизить зависимость от России в поставках ядерного топлива. До французского визита г-жи Тимошенко фаворитом заказов по обновлению считалась британская компания BNFL и принадлежащая ей американская Westinghouse, но, похоже, симпатии Киева сейчас склонились к французским технологиям. Высокопоставленные дамы подписали протокол о намерениях сотрудничества в сфере ядерной энергетики. Причем в документе оговариваются не только возможность участия Areva в замене устаревших реакторов украинских АЭС, но и планы совместной доразведки месторождений урана на нашей территории и транспортировки ядерного топлива.
Не забыла наш премьер и о близкой ей газовой отрасли — ей удалось заключить первые в истории Украины прямые соглашения об экспорте газа с крупным игроком европейского рынка компанией Gaz de France. "Мы можем вместе закупать природный газ в Туркменистане и Иране, но для этого нам необходимо построить новые маршруты его транспортировки в Европу", — прокомментировала переговоры с этой компанией г-жа Тимошенко. Французам эти планы явно понравились. По результатам переговоров Gaz de France и "Нафтогаз України" заключили три договора: о техническом сотрудничестве, защите конфиденциальной информации и торговле газом. Глава НАК Алексей Ивченко пояснил, что договоры предусматривают не только строительство перспективных газопроводов, в том числе из Ирана, но также хранение и поставку принадлежащего Gaz de France природного газа европейским потребителям. В числе последних г-н Ивченко назвал Румынию, 40% распределительных сетей которой с 2004 г. принадлежит французской компании.